Бессмертный триллер сэра Артура Конан Дойла о проклятии рода Баскервиллей, на этот раз в оригинальной интерпретации сборной британских прогрессив-рокеров под творческим руководством двух блистательных клавишников (коллег-соперников) Клайва Нолана и Оливера Уэйкмана. Большинство последних проектов с участием Нолана становятся автоматически обреченными на успех, и этот CD – не исключение. Под размеренный перезвон старинных часов и потрескивание огня в камине страшная история ("The Cure of Baskewvilles") начинается...
Фактически весь материал пластинки был создан Уэйкманом и Ноланом при небольшой помощи гитариста Карла Грума (Karl Groom); все трое также выступили в качестве сопродюсеров проекта. Грум – давний коллега Нолана по совместным сессиям под флагами Shadowland и Medicine Man, а его "родная" группа Threshold (в настоящее время ее отдельные альбомы переизданы и у нас) также занимает не последнее место в списках "нового британского прогрессив-рока". Помимо Грума, в записи также приняли участие гитаристы Peter Banks (ex-Yes, Flash, solo) и Arjen Lucassen (Ayreon, Ambeon) – нужны ли им дополнительные рекомендации? Партии бас-гитары отыграли Peter Gee и John Jovitt – опять-таки, "штатные" участники нолановских проектов. Неудивительно, таким образом, что эта концептуальная работа, претендующая, очевидно, на статус очередной прог-оперы (помимо Клайва Нолана, здесь еще восемь вокалистов), получилась предельно близкой к Shadowland/Arena. Тем не менее, участие в проекте Оливера Уэйкмана, временами просто копирующего фортепьянную технику и композиторскую манеру отца ("Overture", "Shadows of Fate"), его собственное оригинальное видение музыки ощутимо повлияло на звучание альбома в целом. К мнимым недостаткам диска можно отнести слишком легко угадываемое участие отдельных персоналий в записи того или иного фрагмента ("Seldom" явно сработан при активном влиянии Лукассена, а "Shadows of Fate" предполагает в большей степени авторство Уэйкмана)... Некоторая затянутость пластинки компенсируется обилием красивых и ярких тем ("Shadows of Fate", "Run for Your Life", "Argument"). В результате объединения усилий двух различных авторов получился альбом, в равной мере похожий как на монументальные работы старшего Уэйкмана (словно по древним болотам рядом с псом-призраком бродит и дух короля Артура), так и на большинство записей Нолана. Вероятно, поклонники обоих музыкантов примирятся наконец во мнении о том, кого из них более справедливо считать преемником Рика. Оба великолепны.
(****)
Какие ассоциации возникают у Нашего Человека при взгляде на эдакую вот обложку? Четыре взрослых мужика, волосатых и заметно даже усатых-бородатых, вырядились в женские прибамбасы. Геи, трансвеститы или просто мешком по голове приглаженные? А, вот оно – на мотив совковой попсни от "Комбинации": "Какие дяди в Баден-Баден – ну прямо тети, а не дяди!". И все эти дурацкие ассоциации абсолютно беспочвенны, ибо эти взрослые дяди играют и музыку взрослую, серьезную. Джаз-роковый квартет из Баден-Бадена сменил несколько названий (бонусы на диске как раз того периода), прежде чем остановился на Brainstorm. Не поверите, но образовался он под впечатлением от Pink Floyd, хотя в музыке преобладают влияния Soft Machine, Кевина Айерса и экспериментальных альбомов Фрэнка Заппы. Пластинка длинная, посолировать удается каждому, особенно часто сие счастье выпадает на долю саксофониста по имени Roland Shaeffer (один из лидеров коллектива). Импровизации – сложные, но при этом "завернуты" ровно настолько, чтобы потенциальные покупатели в панике не разбежались прочь. Тоскливые нагромождения звуков попадаются нечасто, да и вообще, если бы не идиотское фото на обложке – цены б диску не было! Дык, штормило, говорят, в мозгах? Но что для безбашенного панкера хороший пиар, "умному" джазисту – полный кирдык!
(***)
Классика джаза – если это словосочетание уместно для данной пластинки. Впрочем, почему нет? Луи Армстронг, Сидней Беше, Эккер Билк – музыка, проверенная не веками, но, как минимум, семью десятилетиями: самая "древняя" запись из представленных здесь относится к 1927 году. Подборка: легкие, изящные, ни к чему не обязывающие пьески в исполнении нескольких очень известных диксилендов. Другое дело, знатоков жанра издание заведомо не удовлетворит – слишком пестрый состав исполнителей. Зато, если вы давно хотите иметь сборник "easy jazz" (в трактовке термина шестидесятилетней давности), но отписывать его самому страшно "в лом" – купите этот CD и расслабляйтесь: за вас это уже сделали составители пластинки.
(***)