"Камера обскура" пенсионной реформы

Читать в полной версии →
Управляющие компании не горят желанием рекламировать себя и финансовые подробности своей деятельности, и гражданам приходится делать выбор в ситуации, когда некоторые из этих компаний отчетливо мяукают из мешков




Пенсионная реформа набирает обороты и... буксует – ее тормозит тяжелый информационный вакуум. Такова сумма оценок воплощения этой затеи, призванной облегчить государству содержание растущей (относительно всей массы народонаселения) армии российских пенсионеров.

Итак, по порядку. "В пенсионной реформе уже пройден важнейший этап, отработаны сложные нормативные акты, появились совершенно новые элементы, такие как накопительная часть и инвестирование средств пенсионных накоплений", – суммирует достижения Михаил Касьянов. "Пенсионная реформа набрала реальный темп, стала необратимой и оказывает заметное влияние на инвестиционные ожидания", – считает первый замминистра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев. Он даже высказал мнение, что если бы в России не проводили пенсионную реформу, то международное рейтинговое агентство Moody's вряд ли повысило бы инвестиционный рейтинг страны.

Но с другой стороны, законы, давшие жизнь реформе, были приняты еще в 2002 году. Тем не менее, недавно глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов сообщил, что ПФР получил только порядка 20 тыс. заявлений от граждан, участвующих в пенсионной реформе, о переводе накопительной части пенсионных средств в частные управляющие компании (УК). Напомним, что всего людей, участвующих в "накопиловке", по России насчитывается около 40 млн: женщины, начиная с 1957 г.р., и мужчины с 1953 г.р. Причем народ стал интересоваться предлагаемыми новшествами (и, как следствие, "ломанулся" к частникам) буквально в последние недели – еще в конце октября число заявлений было в два раза меньшим. Таким образом, больше года никакого реального "темпа" у реформы не было.

Впрочем, по другим оценкам, ситуация несколько лучше. Президент УК "Тройка Диалог" Павел Теплухин со ссылкой на данные ВЦИОМа сказал, что число граждан, желающих перевести свои пенсионные накопления в негосударственные управляющие компании, на сегодняшний день составляет 17% по сравнению с 5% в начале 2003 года. "Мы видим, что число людей, твердо заинтересованных в переводе накоплений в негосударственные УК, выросло втрое", – подчеркивает Павел Теплухин. Однако какова будет твердость их намерений – еще вопрос, ведь перевод будет осуществлять сам ПФР, и поэтому эксперты не исключают, что этот процесс будет обставлен различными трудностями. "Неизвестно, кто из этих 17% действительно до нас добежит", – заключает президент "Тройки Диалога". Он отмечает также, что 23% граждан намерены оставить свои накопления в государственной управляющей компании, которой назначен Внешэкономбанк. И еще 60% участников пенсионного накопления не приняли пока никакого решения.

Куда более печальные цифры на этот счет приводит компания ROMIR-monitoring, проведшая в середине ноября опрос россиян на тему пенсионной реформы. Так вот, выяснилось, что 24% опрошенных вообще не знают об этой затее. Из тех, кто знает, положительно относятся к переходу от распределительной системы к накопительной – 70%, а 19% из них – поддерживают это новшество "полностью". Характерно, что это, в основном, люди от 18 до 24 лет, для которых проблема пенсии – где-то далеко за линией горизонта. Не одобряют реформу 26% опрошенных, из них 8% – полностью не согласны с ней. Ну, симпатии или антипатии людей к пенсионному новшеству могут быть вызваны самыми различными факторами (в основном, конечно, нежеланием расставаться с патерналистскими отношениями с государством). А вот тот факт, что четверть населения страны просто не в курсе происходящего, – это настоящая беда.

Мало принять хороший закон, его нужно еще и "встроить" в жизнь. И если его полноценная реализация зависит от граждан – им нужно этот закон хорошенько разъяснить и разрекламировать. Вот этого-то и не было сделано. 2002 год, по оценкам экспертов, вообще прошел в этом смысле впустую. Только недавно ПФР начал какую-то PR-кампанию, да и то не обошлось без ляпов. Например, изначально было установлено (и этот факт ярко отражен в материалах ПФР), что частную УК "накопители" могли выбрать до 15 октября. Затем этот срок продлили до 31 декабря с.г., однако Пенсионный фонд не акцентировал на этом внимания. Поэтому "большинство граждан пребывают в уверенности, что в 2003 году пенсионная реформа для них уже закончена", – сокрушается главный управляющий директор УК "Альфа Капитал" Анатолий Милюков и резюмирует: "Наш основной враг – низкая информированность населения".

Управляющие компании намерены всерьез бороться с этим незримым врагом. Четыре крупнейших УК, на долю которых приходится, по оценкам, до 90% активов российских паевых инвестиционных фондов: "Альфа Капитал", "НИКОЙЛ", "Пиоглобал Эссет Менджмент" и "Тройка Диалог" – создали даже свой Клуб управляющих компаний. Он будет заниматься просвещением населения относительно пенсионной реформы вообще и об имеющихся УК в частности, а также разрабатывать стандарты профессиональной этики "управленцев". Клуб, по словам его основателей, открыт для всех желающих, но их почему-то не видно, хотя всего на рынке накоплений действуют 55 УК.

И вот тут-то скрывается вторая причина пробуксовки пенсионной реформы. Управляющие компании не слишком горят желанием рекламировать себя и финансовые подробности своей деятельности (это вообще не принято в российском бизнесе). Эксперты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОп), проведя соответствующие исследования в СМИ, пришли к неутешительным выводам: "Объем информации об отобранных на конкурсе частных управляющих компаниях, доступный гражданам для осуществления рационального выбора, крайне незначителен. В большинстве источников в качестве информации об отобранных компаниях присутствуют лишь их наименования и ИНН". Выяснилось, например, что свои сайты есть только у сорока пяти компаний, информация о финансовых показателях была предоставлена двадцатью одной компанией, о семи УК вообще не удалось найти никакой информации. Даже единственный государственный управляющий – Внешэкономбанк – не стал отвечать на информационный запрос КонфОп, посчитав, видимо, что в его финансовом состоянии сомнений быть не должно.

Вместе с тем, даже имеющаяся информация о ряде УК (ВЭБ, конечно, не входит в это число) заставляет кое в чем усомниться. Например, тот факт, что многие компании получили лицензии на управление средствами лишь в 2002-2003 гг., может свидетельствовать об отсутствии у них соответствующего опыта работы. Или, скажем, на 1 августа 2003 г. компании должны были иметь собственных средств не менее 50 млн руб. и в управлении не менее 100 млн рублей. Но еще за месяц до этой даты 11 компаний имели под управлением активы меньше указанной величины, причем некоторые – в несколько раз...

Одним словом, гражданам приходится выбирать управляющие компании, когда некоторые из них отчетливо мяукают из мешков. Очевидно, что накопительные вклады в такой ситуации сосредоточатся в руках наиболее известных и "прозрачных" УК, что будет способствовать упорядочиванию этого рынка. Но тут, естественно, потребуется время. Поэтому – счастливы те, кому до пенсии далеко.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей