Настройщик
Украина – Россия, 2004
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Георгий Делиев, Рената Литвинова, Алла Демидова, Нина Русланова
Фото: arthouse.ru |
Муратова давно питает нежность ко всевозможным фрикам, это ее отличительный стиль последних десятилетий. На сей раз был выбран предельно радикальный ход: главную роль Муратова доверила худруку "Масок" Георгию Делиеву, а в массовке то и дело мелькают почти все его коллеги по труппе. В главных женских ролях – великолепные Алла Демидова, Нина Русланова и Рената Литвинова. Причем до самого финала непонятно, кто из этого трио лучше смотрится, пока в финальном эпизоде Демидова не демонстрирует игру, близкую к абсолютному совершенству, доказывая, что ее театральная школа заслуживает восхищения.
Вообще участие этой актрисы в фильме Муратовой стало сколь неожиданным, столь же и впечатляющим. Нельзя сказать, что Демидова переигрывает партнеров, изображая пожилую недобитую большевиками аристократку, которую хитро обманывает шустрый настройщик роялей из низов по имени Андрюшенька, вполне органично сыгранный Делиевым. Но если бы не участие почти не снимающейся в кино примы легендарной "Таганки", этот несомненный шедевр Муратовой остался бы ее очередным экспериментом в обойме понятных только узкому кругу соратников и единомышленников картин о "странных людях".
Фото: arthouse.ru |
В целом фильм так четко и тщательно структурирован, так добротно выстроен, что это в очередной раз подтверждает мысль о том, что имя режиссера читается в контексте мирового кинопроцесса в самых верхних строчках. От сочетания столь точного отражения трагизма корчащегося в пароксизмах безумия современного мира с комизмом характеров персонажей, с их разорванной, перекрывающейся, заглушающей друг друга речью, со всей этой театральной фактурой, по-муратовски потусторонней и в то же время очень приземленной, возникает ощущение, заставляющее всех увидеть в этой работе истинное Искусство.
Можно много рассуждать о величии режиссера, но я бы хотел развить немного иную тему. Мне кажется, что современное актуальное и сугубо авторское искусство становится близким и понятным широкой публике, когда меняется не столько взгляд, а скорее манера подачи материала, то есть когда меняется психологический фон и сам дискурс. Перед нами, во-первых, не депрессивное, а вполне себе "маниакальное" кино, где идея о том, что все бесполезно и все люди сволочи, уступает более позитивной, актуализованной в современной российском кино фразой из "Бумера": "Не мы такие, жизнь такая".
Фото: arthouse.ru |
Отягощенный интеллектом зритель, интуитивно чувствуя эту смену парадигм в наступившем тысячелетии, волнуется и сопереживает невероятным приключениям фриков куда больше, чем если ему просто показывать "приколы", на которые столь хитры клоуны из "Масок", или скучное "серьезное кино", от которого он устал. Устала, похоже, и режиссер.
Визуально шизофренический мир "Настройщика" выражен в намеренно туповатой, деревянной черно-белой палитре в сочетании с мельчайшими, порой секундными и как бы случайными кадрами, полными всевозможных мелких деталей и подробностей. Этот фильм хочется пересмотреть лишь для того, чтобы повнимательнее рассмотреть прическу бомжихи или рисунок морщин на лице продавщицы в магазине. А самое главное – истерическая действительность никогда не бывает по-настоящему веселой, это невозможно со времен Чарли Чаплина, истерика всегда до неприличия серьезна. Тогда как расколотый шизоидный мир – анекдотичен, он куда богаче и даже в грустном находит смешные стороны.
С 7 апреля в кинотеатрах Москвы