|
Зарубежным авиакомпаниям куда выгодней использовать транссибирские маршруты, нежели облетать Россию на пути из Европы в Азию. Евросоюз требует прекратить эти сборы, Москва сдержанно, но твердо предлагает: кому не нравится - облетайте Россию стороной.
Сибирские маршруты сокращают западным авиаперевозчикам до восьми часов лету, в год они в общей сложности экономят на этом до $700 млн, часть из этой экономии им приходится отдавать: до $200-400 млн уходит на оплату воздушного "Транссиба".
Мнения аналитиков по поводу "сибирских поборов" разделились. Одни считают, что не стоит ссорится с Брюсселем, который настаивает на принципе "открытого неба", и отменить с течением времени эти налоги. Другие считают, что грех не использовать географическое положение России и стоит продолжать взимание платы за транзит. Тем более что отечественная авиация не сильно страдает от избытка финансирования, скорее - наоборот.
"Новые известия" приводят два характерных высказывания на сей счет. "Россия поступает нецелесообразно, зная, что Брюссель в ответ не станет взимать деньги за свое воздушное пространство, поскольку это бы противоречило принципам открытого неба, – рассказал газете руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. – Поэтому хорошо, что с 2014 г. эти поборы будут сокращаться с перспективой их полной отмены". "Мы, благодаря своему географическому положению, являемся транзитной страной, и это наше конкурентное преимущество, которое мы должны использовать, – сообщил "НИ" зампредседателя правления Международного союза авиапромышленности Константин Крохин. – Европа без всяких на то оснований хочет лишить нас денег, не предложив ничего взамен".
Как отметил другой эксперт - аналитик "БрокерКредитСервис" Ростислав Мусиенко - доводы о том, что оплата аэронавигационного обслуживания полетов над Россией должна быть такой же, как в других странах, не совсем корректны. "Все-таки расстояния в этих странах слишком несопоставимы, – приводит слова эксперта "Независимая газета". – Хотя обновлять навигационную систему необходимо, и если других источников нет – можно тарифы и повысить".
Тем не менее есть косвенные свидетельства готовности нашей страны к тому, что через некоторое время этих денег из воздуха не будет. Эксперты указывают на заявление руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, который, впервые с 1992 г., пообещал увеличить тарифы на аэронавигационное обслуживание иностранных перевозчиков. Причем почти в два раза. В общем, те же деньги, только в профиль.
А вчера на заседании правительства, пишут "НИ", глава Минэкономразвития Герман Греф предложил рассмотреть вопрос о расходовании средств, поступающих от иностранных авиакомпаний. Еще бы, неплохой источник дохода… Но вот с правовой точки зрения, отмечает газета, чиновникам будет трудно наложить свои властные руки на этот денежный поток. "С точки зрения международного права деньгами распоряжаются лишь назначенные на маршруте авиаперевозчики. В нашем случае это "Аэрофлот". Конечно, он перечисляет деньги авиационным ведомствам, однако тратятся они только на нужды отрасли", – пояснил г-н Пантелеев.