"Аэрофлот" лишится денег из воздуха

Евросоюз настаивает на отмене так называемой "сибирской дани", когда зарубежные авиаперевозчики, следуя над Сибирью и сокращая маршрут из Европы в Азию, платят за пролет над бескрайними просторами




Не зря всякие первооткрыватели и землепроходцы говорили, что Россия будет богатеть Сибирью. Помимо различных полезных ископаемых, одно расположение этого края приносит неплохой доход. Россия является единственной страной, которая взимает деньги за пролеты над своей территорией.

Зарубежным авиакомпаниям куда выгодней использовать транссибирские маршруты, нежели облетать Россию на пути из Европы в Азию. Евросоюз требует прекратить эти сборы, Москва сдержанно, но твердо предлагает: кому не нравится - облетайте Россию стороной.

Сибирские маршруты сокращают западным авиаперевозчикам до восьми часов лету, в год они в общей сложности экономят на этом до $700 млн, часть из этой экономии им приходится отдавать: до $200-400 млн уходит на оплату воздушного "Транссиба".

Мнения аналитиков по поводу "сибирских поборов" разделились. Одни считают, что не стоит ссорится с Брюсселем, который настаивает на принципе "открытого неба", и отменить с течением времени эти налоги. Другие считают, что грех не использовать географическое положение России и стоит продолжать взимание платы за транзит. Тем более что отечественная авиация не сильно страдает от избытка финансирования, скорее - наоборот.

"Новые известия" приводят два характерных высказывания на сей счет. "Россия поступает нецелесообразно, зная, что Брюссель в ответ не станет взимать деньги за свое воздушное пространство, поскольку это бы противоречило принципам открытого неба, – рассказал газете руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. – Поэтому хорошо, что с 2014 г. эти поборы будут сокращаться с перспективой их полной отмены". "Мы, благодаря своему географическому положению, являемся транзитной страной, и это наше конкурентное преимущество, которое мы должны использовать, – сообщил "НИ" зампредседателя правления Международного союза авиапромышленности Константин Крохин. – Европа без всяких на то оснований хочет лишить нас денег, не предложив ничего взамен".

Как отметил другой эксперт - аналитик "БрокерКредитСервис" Ростислав Мусиенко - доводы о том, что оплата аэронавигационного обслуживания полетов над Россией должна быть такой же, как в других странах, не совсем корректны. "Все-таки расстояния в этих странах слишком несопоставимы, – приводит слова эксперта "Независимая газета". – Хотя обновлять навигационную систему необходимо, и если других источников нет – можно тарифы и повысить".

Тем не менее есть косвенные свидетельства готовности нашей страны к тому, что через некоторое время этих денег из воздуха не будет. Эксперты указывают на заявление руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, который, впервые с 1992 г., пообещал увеличить тарифы на аэронавигационное обслуживание иностранных перевозчиков. Причем почти в два раза. В общем, те же деньги, только в профиль.

А вчера на заседании правительства, пишут "НИ", глава Минэкономразвития Герман Греф предложил рассмотреть вопрос о расходовании средств, поступающих от иностранных авиакомпаний. Еще бы, неплохой источник дохода… Но вот с правовой точки зрения, отмечает газета, чиновникам будет трудно наложить свои властные руки на этот денежный поток. "С точки зрения международного права деньгами распоряжаются лишь назначенные на маршруте авиаперевозчики. В нашем случае это "Аэрофлот". Конечно, он перечисляет деньги авиационным ведомствам, однако тратятся они только на нужды отрасли", – пояснил г-н Пантелеев.

Выбор читателей