|
Главными претендентами на пост президента должны стать кандидаты от самых влиятельных партий – Демократической и Республиканской, но пока ни журналисты, ни эксперты не берутся предсказать, кто из партийных кандидатов выиграет праймериз и получит партийные мандаты на участие в президентской гонке. Судя по социологическим опросам, известные затруднения испытывает и электорат. Во всяком случае, рейтинги кандидатов отличаются большой подвижностью. Демократ Хиллари Клинтон, ранее опережавшая своего главного соперника сенатора Барака Обаму на 5 - 7%, в последнее время начала утрачивать свои преимущества. В штате Нью-Гемпшир, где уже 8 января пройдут партийные праймериз, их рейтинги сравнялись и достигли 32%, а на родине Обамы, в штате Иллинойс, сенатор опередил Хиллари Клинтон на 9%.
Среди кандидатов от Республиканской партии, по данным декабрьского общенационального опроса, лидирует бывший губернатор штата Арканзас Майк Хаккаби, получивший 23%. Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, считавшийся главным фаворитом предстоящих праймериз, отстает от него на 5%. Хаккаби стал первым и в Айове, где 3 января пройдет первый тур праймериз. В то же время, Джулиани лидирует в других штатах, а в Нью-Гемпшире, где первичные выборы состоятся 8 января, первым среди республиканцев стал бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни, добившийся поддержки 34% избирателей. За ним следуют известный своей антироссийской риторикой сенатор Джон Маккейн с 27% и Рудольф Джулиани с 11%.
Комментируя этот весьма неопределенный расклад, американские наблюдатели признают, что ни у республиканцев, ни у демократов нет авторитетных, безусловно признаваемых избирателями лидеров. По мнению профессора политологии Мичиганского университета Уильяма Аллена, эта "неприятность" объясняется тем, что среди кандидатов не представлены ведущие политики "уходящей администрации", участие которых в выборах, как правило, задает идеологию преемственности, которой оппонируют соперники.
Определяющим трендом нынешней кампании стало ожидание перемен, однако суть этих желанных изменений не ясна. Единственное, в чем сходится большинство кандидатов, – это критика Джорджа Буша. Американское общество недовольно продолжающейся войной в Ираке, проблемами в экономике и замораживанием социальных проектов, но дело не только в этом.
Главная проблема состоит в том, что американцы устали от мессианства, доведенного администрацией Буша до полного абсурда. Сегодня дело дошло до того, что вслед за большинством европейцев 55% граждан США полагают, что именно их страна представляет собой угрозу миру, и половина из них видит в Америке "главную угрозу" для всего человечества. При этом 58% американцев считают, что за годы правления Буша позиции США в мире существенно ослабли.
Распространению подобных настроений в немалой степени способствует череда скандалов, подрывающих не только доверие к истеблишменту, но и элементарную уверенность в незыблемости сложившегося образа жизни. Раскачивание общества происходит практически непрерывно. Не успела публика забыть историю с тайными тюрьмами ЦРУ в Европе, как разведсообщество обнародовало доклад, в котором утверждается, что Иран прекратил разработку ядерного оружия еще в 2003 году. Это сюжет не только воскресил в памяти историю с пресловутым ОМУ, которое так и не нашли в "закромах" Хусейна, но и был воспринят в США как подтверждение жестких разногласий между американскими спецслужбами и президентом.
Еще не разрешился конфликт вокруг утверждения Конгрессом военных расходов Пентагона в Ираке и Афганистане, как грянул скандал, связанный с уничтожением пленок с записями допросов подозреваемых в совершении терактов, на которых, как утверждается, были зафиксированы пытки подследственных. А как только сенатский комитет по разведке занялся расследованием обстоятельств этого дела, взбунтовались индейцы племени лакота, заявившие о разрыве всех договоров с федеральным правительством США, заключенных в середине XIX века. Ссылаясь на Венскую конвенцию 1980 г., совет вождей племени настаивает на праве индейцев лакота на "свободу и независимость", что подразумевает их отказ от американского гражданства. В качестве подтверждения серьезности своих намерений вожди пообещали выдать всем отказавшимся от гражданства США новые паспорта и новые водительские удостоверения. Все это было бы просто смешно, если бы демарш вождей лакота не совпал с пиком дискуссии по проблеме Косова, а земли этого племени не простирались на территории пяти американских штатов: Небраски, Северной и Южной Дакоты, Монтаны и Вайоминга.
На этом жизнерадостном фоне Джордж Буш в ходе очередного общения с журналистами имел неосторожность выразить уверенность в том, что Республиканская партия, хорошо понимающая "характер мира, в котором мы живем" и "ответственность правительства за обеспечение защиты американского народа от опасности", одержит победу на президентских выборов и сумеет "удержать Белый дом".
В ответ, то есть буквально на следующий день, Буш получил "привет" от кандидата-республиканца Рона Пола, сравнившего ситуацию в США с "мягким фашизмом", характерными чертами которого являются нарушение гражданских прав, доминирование военно-промышленного комплекса в государственных делах и слабое правительство, "лежащее в одной постели с большим бизнесом". Хотя Рон Пол специально оговорился, что отмеченные им тенденции развиваются в США на протяжении последних 100 лет, а происходящее в Америке отличается от фашизма гитлеровского типа, его слова, вступив в резонанс с уже затасканным слоганом "Буш – это Гитлер сегодня", были соответствующим образом восприняты публикой.
Одновременно более тысячи американских юристов, представляющих одну из самых мощных профессиональных корпораций США, обратились в Конгресс с требованием провести расследование конституционности действий администрации Буша. Перечислив известные факты нарушений гражданских прав, такие как незаконная слежка и "законное" прослушивание телефонных разговоров граждан, пытки и издевательства над заключенными, авторы письма предложили сенатскому и юридическому комитетам Конгресса не ограничиваться рядовыми исполнителями, но серьезно проанализировать деятельность президента Джорджа Буша и вице-президента Дика Чейни.
Этот скандал, затеянный правоведами в тесном контакте с правозащитной организацией "Кампания за американскую свободу", скорее всего, растворится среди других подобных сюжетов и не повлечет за собой никаких юридических последствий. Тем не менее нельзя не отметить, что "наезды" на Буша уже превратились в США своеобразный аттракцион, и представители всех политических сил считают возможным постоянно "пинать" действующего президента, зачастую выходя за рамки пресловутой политкорректности.
Между тем то, что такие представители американского истеблишмента, как конгрессмены Дэннис Кусинич или Рон Пол, позволяют себе уподобляться Уго Чавесу, само по себе свидетельствует, что американское общество бесконечно устало от Буша и фактически созрело для "перестройки". И это прекрасно понимают в Вашингтоне. Не исключено, что неоконы собираются противопоставить этой тенденции встречную лобовую атаку той или иной версии традиционализма, олицетворением которого будет "преемник" Буша – и, судя по всему, именно этот сценарий имел в виду президент, прогнозируя победу республиканцев на выборах 2008 года.