Большой экран убил "Макса Пэйна"

Читать в полной версии →
Миллионы зрителей, скорее всего, не оценят этот фильм, хотя и сходят в кино, чтобы убедиться в его слабых сторонах самостоятельно. Зато лет через 25 у него должно открыться второе дыхание

Макс Пэйн (Max Payne)
США, 2008
Режиссер: Джон Мур
В ролях: Марк Уолберг, Мила Кунис, Ольга Куриленко, Бо Бриджес





Неприветливый коп Макс Пэйн (Марк Уолберг) сидит в отделе нераскрытых преступлений, хмуро перекладывает бумажки, и на предложения коллег выпить после работы пивка смотрит так, что все вопросы сразу отпадают. На него, впрочем, махнул рукой весь участок. Несколько лет назад неизвестные бандиты отправили на тот свет жену Макса с ребенком – и теперь он специально ковыряется в чужих "глухарях", чтобы найти ниточки к собственному делу. Впрочем, навыков офицер Пэйн тоже не потерял – в случае чего может и побегать, и на кулачках побороться, и пострелять. Тут как раз подворачивается случай отвлечься от архивной службы – между свежим убийством русской девушки и гибелью его семьи обнаружилась призрачная связь.

Такой сюжет, конечно, ничего, кроме чувства дежавю вызвать не может. Но не стоит думать, что "Макс Пэйн" – очередной вариант скучного полисьера. История детектива-мстителя быстро обрастает сюрреалистической фактурой. В фильме друг за другом появляются сектанты-суицидники, русская мафия, крылатые демоны и заговорщики-фармацевты.

Все это может звучать дико, если не знать, что фильм поставлен по одноименной культовой компьютерной игре. Кинопроизводители давно перестали относиться к играм с презрением и с разной степенью успеха пытаются взять их в оборот. Результаты, как правило, оставляют желать лучшего, хотя в основе экранизаций – стопроцентные игроманские хиты. Вот и с "Максом Пэйном" получилась та же история. Экранизация не то чтобы очень плоха, но, чтобы стать полноценным кино, а не просто "игрой без джойстика", ей очень многого не хватает.

Во-первых, отсутствие мимики у главного героя в первоисточнике можно объяснить тем, что в стрелялке это и не требуется. Но деревянную физиономию Марка Уолберга рано или поздно захочется стукнуть, чтобы вызвать хоть какую-то эмоцию. Во-вторых, козырь игры, знаменитые Пэйновские рапиды (когда движение замедляется так, что можно отследить траекторию полета пули), в экранизации применяется настолько неуклюже, что зрители в таких эпизодах просто начинают смеяться.

Наконец, самое главное. В игре присутствовали многочисленные психологические ловушки и парадоксы, но в кино от них мало что осталось. Вместо этого в фильме напустили густого мистического тумана. Валькирии, в огненных всполохах кружащиеся над городом, неуместные красивости вроде снега, летящего во все стороны сразу, общая атмосфера комикса в стиле нуар сами по себе, возможно, и интересны. Но именно они разрушают целостный мир любимой многими игры и превращают высокобюджетное кино в b-movie.

Впрочем, само по себе это не катастрофа. Да, миллионы зрителей, скорее всего, не оценят этот фильм, хотя и сходят в кино, чтобы убедиться в его слабых сторонах самостоятельно. Зато лет через 25 у "Макса Пэйна" должно открыться второе дыхание. Многочисленные странности можно будет списать на непонимание замысла художников прошлого. Над сомнительной игрой актеров можно будет от души посмеяться. И наверняка на фоне технически более совершенных фильмов будущего "Пэйн" будет восприниматься трогательным ностальгическим кино. Ведь именно так мы сейчас и смотрим фильмы про нападения стручков-пришельцев или танцевальные приключения Дракулы, а также творения Карпентера и Уэйса Крейвена.

Михаил ШИЯНОВ |
Выбор читателей