Pussy Riot разыграли как по нотам

Читать в полной версии →
Вряд ли решение Мосгорсуда поможет смыть все пятна с отечественной судебной системы, но несколько самых жирных и липких вчерашним решением вывести определенно удалось


Екатерина Самуцевич у здания Мосгорсуда. ФОТО: ИТАР-ТАСС



История с "панк-молебном" в храме Христа Спасителя, на протяжении нескольких месяцев будоражившая сознание россиян и, как утверждают эксперты, приведшая к расколу в обществе, подошла к своему логическому завершению. Дело Pussy Riot можно считать закрытым как в юридическом, так и в общественно-политическом смысле. Отныне оно перестает играть роль детонатора общественного возмущения, превратившись в один из тысяч эпизодов российской судебной практики, мало интересных широкой публике.

В ходе вчерашнего заседания Мосгорсуд изменил меру наказания для одной из участниц скандальной панк-группы – Екатерины Самуцевич. Вместо двух лет колонии она получила условный срок и была освобождена из-под стражи в зале суда. Приговор Самуцевич смягчили из-за того, что девушка не участвовала непосредственно в самом "панк-молебне". Она была задержана охраной не на амвоне, а сразу после входа в храм, на чем, собственно и сделали акцент ее новые защитники. Двум другим участницам группы – Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой, суд оставил в силе приговор в виде двух лет лишения свободы за хулиганство.

Самый первый и совсем не оригинальный вывод из всей этой истории заключается в том, что процесс подтвердил политический характер дела Pussy Riot, несмотря на все попытки суда и обвинения доказать обратное. Это стало ясно за несколько дней до вчерашнего заседания, когда свое четко сформулированное мнение на этот счет высказал президент РФ Владимир Путин. Будучи хорошо осведомленным в области права и неписаного политического этикета, глава государства мог (и возможно, должен был) воздержаться от комментария по вопросу, по которому на тот момент не было вынесено окончательного судебного решения. Мог, но не сделал. И суд явно уловил посланный ему сигнал - сроки Толоконниковой и Алехиной не были сокращены ни на один день. На сегодняшний день этот секрет Полишинеля уже не играет особой роли, но необходим как основа для понимания других, куда более интересных моментов всей этой истории.

Вторым, и на этот раз главным, итогом вчерашних слушаний в Мосгорсуде можно считать то, что российские власти (очевидно, являющиеся одной из сторон конфликта), нашли в себе силы признать и виртуозно исправить серьезнейшую ошибку, допущенную в самом начале всей этой истории.

Напомним, что главной причиной широкого общественного резонанса вокруг не самой умной выходки участниц панк-группы, тянущей от силы на 15 суток ареста, стало умышленное раздувание вокруг нее истерии. Причем вполне определенными людьми с весьма понятными целями.

Нельзя сказать, что те, кто приложил к этому руку, хотели получить то, что получилось на самом деле. Но на каком-то этапе процесс принял неконтролируемый характер. Это не могло не сказаться на общественно-политической ситуации в стране, а также имидже ряда крупных политиков, РПЦ и судебной системы. Несмотря на то что к последней и так высказывается много претензий, процесс над Pussy Riot стал, в понимании значительной части населения, наиболее выраженным свидетельством предвзятости и политизированности правосудия.

На этом фоне можно смело сказать, что время между решением Хамовнического суда и вчерашним заседанием Мосгорсуда не прошло даром. Власть смогла признать (естественно, не открыто) совершенную ею ошибку и предпринять все возможное для ее исправления. И это ей определенно удалось. Дело с кассацией Pussy Riot было разыграно буквально по нотам.

Результаты этого неожиданно успешного маневра налицо: образ героев участниц Pussy Riot практически полностью разрушен. Раскол в их рядах определенно произошел, причем вне зависимости от желания самих девушек. Произошел он как минимум в сознании значительной части наблюдающей за процессом аудитории. Еще бы - одна из героинь выходит на свободу, тогда когда двум другим предстоит сидеть. Уже только этого вполне достаточно для разрушения героического ореола вокруг Pussy Riot.

С другой стороны, решение суда полностью угождает всем тем, кто требовал жестко наказать "кощунниц", как за оскорбление чувств верующих, так и за оскорбление других чувств совсем других людей. Эта задача также выполнена.

Одним из главных выгодоприобретателей вчерашней истории оказывается российская судебная система. Предыдущий приговор вызвал массу нареканий. Мосгорсуд исправил ошибки суда низшей инстанции. Тем, кто знаком с практикой российских судов в политического свойства процессах, наверняка забавно было наблюдать за внезапной сменой адвокатов, а главное – "открытием Америки" относительно неучастия Самуцевич непосредственно в "панк-молебне". Как показывает практика подобных дел, какими бы замечательными ни были адвокаты (достаточно вспомнить дело "ЮКОСа"), их действия практически не влияют на решения суда. Впрочем, на этот раз задача, видимо, состояла в другом. Активная симуляция правосудия (что, похоже, еще до конца не осознала сама Екатерина Самуцевич) принесла свои плоды. Вряд ли это поможет смыть все пятна с отечественной судебной системы, но несколько наиболее жирных и липких вчерашним решением вывести определенно удалось.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что дело Pussy Riot можно считать закрытым. Власть полностью и безоговорочно выиграла этот процесс, максимально снизив репутационные издержки, понесенные на первом его этапе.


Обсудить на Facebook

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей