ФОТО: AP |
В последние недели прокуратура провинции Герат завела четыре уголовных дела по факту незаконного вывоза за пределы страны финансовых средств общей суммой $1,2 миллиона. И это лишь незначительная часть от общего объема наличной валюты, устремившейся в сторону Ирана. О том, что на самом деле речь идет о достаточно крупных суммах, свидетельствует обеспокоенность происходящим со стороны иранских финансистов.
Возросший нелегальный поток валюты из Афганистана в Иран объясняется критической ситуацией сложившейся в экономике Исламской республики. Страны Евросоюза летом ввели нефтяное эмбарго в отношении Ирана; недавно Брюссель принял решение ввести еще ряд экономических санкций, запрещающих европейским странам импортировать из Ирана природный газ и поставлять в эту страну танкеры и нефтегазовое оборудование. Главная цель всех этих действий – вынудить Тегеран отказаться от собственной ядерной программы.
На сегодняшний день очевидно, что несмотря на жесткое экономическое давление иранские власти не намерены закрывать программу. Более того, они продолжают во всеуслышание заявлять, что эмбарго и санкции не повредят иранской экономике, а выпадающие доходы от нефтяного экспорта будут компенсированы за счет других потребителей. Однако экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Сокращение притока экспортной выручки привело к резкому падению курса национальной валюты и росту цен. Первого октября иранская национальная валюта – риал – резко (на 17%) подешевела к американскому доллару и установила исторический антирекорд. Этот день был назван "черным понедельником" и привел к массовым беспорядкам в иранской столице. Сегодня за один доллар дают порядка 35 тыс. риалов – почти в три раза больше, чем в начале года. По данным МВФ, инфляция в Иране в 2012 г. вырастет до 25% (с 21,5% в 2011 г.), а профицит текущего счета уменьшится с 12,5% (2011 г.) до 3,4%.
Тот факт, что дефицитные доллары рекой потекли из соседнего Афганистана, означает, что население Ирана и мелкий и средний бизнес не верят в способность властей решить возникшую проблему. В результате, на территории ИРИ возникает параллельное неофициальное экономическое пространство, на котором не действуют законы страны и бесконтрольно обращаются значительные суммы нелегально ввезенной валюты. Подобная ситуация является одним из признаков недееспособности и разрушения государственной машины.
Немаловажно и то, что значительная часть "афганских" долларов заработана на производстве и экспорте наркотиков. Таким образом, можно сказать, что в результате санкций иранская экономика оказалась на грани коллапса. А вслед за долларами в Иран могут прийти и афганские методы ведения бизнеса и хозяйства. Со всеми вытекающими из этого последствиями.