Российские инженеры и ученые начали работы над бронетранспортером (БТР) с оригинальной конструкцией силовой установки. По словам генерального директора Военно-промышленной компании Александра Красовицкого, на новую машину будет установлена гибридная силовая установка.
БТР проекта "Крымск". Фото: Военно-промышленная компания
По мысли конструкторов, она должна представлять собой дизель-электрический двигатель. БТР будет работать примерно как электровоз: дизели раскручивают генераторы, которые питают током емкие аккумуляторные батареи. Но главная изюминка - в оригинальном подходе к движителю. Каждое колесо машины приводит в движение свой "индивидуальный" электродвигатель.
Какие же преимущества открывает новая схема? Во-первых, скрытность передвижения за счет возможности использовать электромоторы. Двигатели внутреннего сгорания, устанавливающиеся на военную технику, очень нелегко сделать малошумными, без большой потери мощности. Звук от работы двигателя может быть слышен на расстоянии до нескольких километров. Таким образом, фактор внезапности, который является критически важным при ведении боевых действий, может быть полностью исключен. Использование электродвигателей практически полностью устраняет источники дополнительных шумов.
Во-вторых, схема с индивидуальным двигателем на каждое колесо позволяет добиться гораздо большей проходимости и управляемости машины при движении по сложным поверхностям: обледенелому асфальту, мокрому грунту, снегу. За счет автоматизированного блока управления, который синхронизирует работу всех электромоторов, на каждое конкретное колесо возможно подавать разную мощность, что также значительно увеличивает проходимость машины.
Пока разработчики сообщают о начале работ над схемой, где электродвигатели будут находиться в корпусе. Следует ожидать, что в ближайшее время могут появиться сообщения и о более совершенной схеме движителя. Так называемое "мотор-колесо" давно является заветной мечтой военных. В данном случае электродвигатель и колесо совмещены в единый блок, за счет чего крутящий момент передается без посредничества коленвалов и гидромуфт. Если удастся реализовать принцип "мотор-колеса" в военной технике - высвободится большой внутренний объем, который ранее был занят двигателем и аккумуляторами. А это значит, что можно будет разместить дополнительное вооружение, десант или бронирование, не выходя при этом из габаритов техники. Поскольку каждое колесо превратится в самостоятельный движитель, значительно возрастет выживаемость машины при взрывах или обстрелах. Как известно, именно ходовая часть является самым уязвимым местом техники сухопутных войск. Как бы хорошо ни был бронирован корпус, гусеницы или колеса не удается полностью защитить от воздействия огня противника. Чтобы вывести тяжелую и дорогостоящую технику из строя, достаточно, например, перебить гусеницу танку или лишить бронетранспортер пары колес. Таким образом, даже легкие повреждения могут вывести технику из участия в бою. При реализации схемы "мотор-колесо" БТР может вполне обойтись и без двух-трех колес - система управления так настроит отбор мощности, что остальные моторы заработают, компенсируя снос на борт.
Вероятно, что схема с дизель-электрической силовой установкой окажется гораздо компактнее, а значит, займет меньше места в боевом или десантном отделениях по сравнению с традиционными дизелями.
Если удастся создать работающую и надежную схему "мотор-катков", то она найдет применение не только в конструкции боевых машин пехоты и бронетранспортеров, но и танков. По сути это будет означать небольшую революцию в военном деле.