Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила вернуть в повседневную жизнь школьников уборку помещений и работы на пришкольном участке. Это делается не из-за нехватки средств на уборщиц и садовников, а в воспитательных целях. Законодателям идея понравилась. Возрастные психологи считают, что подобный проект нуждается в серьезной проработке.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
В понедельник, 26 сентября, Ольга Васильева выступила на заседании сенатского комитета по науке, образованию и культуре. Она рассказала членам верхней палаты о реформах, которые нужно провести в системе образования. Общий посыл ее речи сводился к необходимости возрождения проверенных временем принципов советской школы.
В пример министр привела Финляндию, чья образовательная система считается лучшей в Европе именно потому, считает Васильева, что финны сохранили советские методики преподавания. О возрождении старых предметов (например, астрономии в старших классах и уроков внеклассного чтения в младших), изменении учебных программ и создании базовых линеек школьных учебников глава ведомства говорит с момента своего назначения. В этот раз она сделала акцент на том, что составляет содержание школьной жизни помимо образовательного процесса.
Прежде всего, речь идет о возвращении в школьные стены общественно-полезного труда. "Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах. Мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда. Мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника", - заявила министр. Это послужит главной цели - возвращению школе воспитательной функции.
Время, проведенное за мытьем полов в классе или за пропалыванием пришкольной грядки, создаст "ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет". Благодаря этому из него вырастет "не потребитель маленький, а созидатель".
Васильева также добавила, что необходимо создать регламент отношений между школой и родителями, отметив, что сейчас они перевернуты "с ног на голову". Нынешний порядок вещей повергает министра в "ступор". "Прокуратура большого региона на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четырехклассника, которого заставили стереть с доски - и это уже "использование детского труда". Это уже за гранью, так быть не должно", - сказала глава ведомства.
Другим методом выращивания созидателя, а не потребителя станут летние трудовые лагеря. При этом отвечать за детей, которые поедут на картошку, по мысли Васильевой, будут работники образовательных ведомств на местах. Ответственность должна быть персональной, а не коллегиальной, иначе так и до беды недалеко.
Среди других старых традиций, в возрождении которых нуждается современная российская школа, были названы школьные кружки, система распределения выпускников педвузов, регулярное повышение квалификации педагогов, а также возвращение специалитета при подготовке учителей в университетах и институтах. При этом предложения о возвращении той или иной традиции звучали как от министра, так и из уст членов Совета Федерации. Кроме того, участники заседания подвергли критике некоторые образовательные инициативы последних лет, вроде процесса укрупнения вузов или развития вузовских научных центров. Подобные новшества, не показавшие своей эффективности, следует отменить, считает Васильева.
"У нас сейчас очень большие проблемы с педагогическим образованием. Я считаю, моя задача как министра - начать конкретные изменения. Потому что вузов осталось мало, многие вузы соединены на базе факультетов. Пока все слияния прекращены. Надо рассматривать такое в каждом отдельном случае", - заявила она.
Сенаторам пришлись по душе "ностальгические" инициативы министра. "Как законодатели мы ваши союзники", - уверила Васильеву глава профильного комитета Зинаида Драгункина. Члены сенатского комитета по образованию готовы совместно с министерством работать над подведением под эти предложения законодательной базы. Рабочий процесс на месте не застоится: дело в том, что наброски будущего законопроекта "об общественно полезном труде в школах" уже готовы. Их по собственной инициативе подготовили законодатели Алтайского края и передали в Совфед.
В Министерстве образования и науки РФ впоследствии сообщили о планах скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов в части трудового воспитания в школах и направить в регионы соответствующие рекомендации. Особое внимание будет уделено недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп. В ведомстве особо подчеркнули, что новшества не будут выходить за рамки уже содержащихся в программах форм трудового воспитания. В процессе корректировки регионам лишь рекомендуют лучшие практики и методики их применения.
Специалисты в области возрастной психологии подвергли предложение Васильевой критике. Во-первых, по их словам, значительная часть родителей захочет оградить своих чад от общественно-полезного труда. Поэтому многие ученики смогут безболезненно увильнуть от уборки помещений и вскапывания грядок. Родители одних предпочтут на собственные деньги нанять в класс уборщицу, родители других принесут учителю справку о том, что их ребенок не может выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья. Поэтому инициатива не даст никакого эффекта.
Во-вторых, любовь к труду нужно прививать детям постепенно и органично, а не заставлять их махать веником в приказном порядке. Это лишь отобьет у них всякое желание "отвечать за то место, в котором они проводят 11 лет". Так что идея сама по себе, может, и хорошая, говорят педагоги, но перед внедрением в ученические массы ее следовало бы как следует концептуально проработать.