Выступая на конференции "Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату" в Москве, первый вице-премьер Игорь Шувалов подтвердил то, о чем давно говорят многие экономисты – после выборов 2018 года Россию ждет налоговая реформа. Некоторые ее штрихи правительство уже раскрыло – в частности орассматривается возврет к прогрессивной шкале налогоообложения физических лиц.
Фото: Антон Вергун/ ТАСС
Это предложение было неоднозначно воспринято бизнес- и экспертным сообществом, но практически все признают – поскольку расслоение общества усиливается, тем или иным способом вопрос установления социальной справедливости решать придется, чтобы поддерживать стабильность общества. Впрочем, политические резоны налоговой реформы Шувалов не отрицает. По его словам, "надо подготовиться к новой налоговой совокупности, так чтобы весь следующий политический цикл тоже был стабилен" - цитирует заместителя главы правительства "Свободная пресса".
Сами изменения в фискальной системе произойдут, видимо, уже после завершения избирательной кампании, но остающееся до нее время власти намерены использовать для определения ее принципов и подготовки законодательных решений.
При этом первый вице-премьер Игорь Шувалов подчеркивает – ответственность с разработиками реформы придется разделить и новому кабинету министров, то есть тем людям, которые придут в правительство после инаугурации избранного в 2018 году президента.
Так или иначе, пока, пожалуй, пока все внимание общества приковано к предложению о прогрессивной шкале налогообложения. Хотя бы потому, что о параметрах, конфигурации новой системы налогообложения правительство ничего не сообщает.
Но и вероятные изменения налоогообложения доходов физлиц, которое наи прошлой неделе анонсировала вице-премьер Ольга Голодец, вызвало острую дискуссию. Замглавы правительства аргументировала введение прогрессивной шкалы необходимостью вывода из-под налогообложения малоимущих. Этот вопрос, впрочем, она подняла еще летом, когда заявила, что нужно повысить налоги для тех, чей заработок превышает 7-8 млн рублей в год. Это по ее словам благотворно бы отразилось на доходах бюджета.
Впрочем, в правительстве единого мнения тоже нет. Министр финансов Антон Силуанов выступает против такого решения. Но в своих речах он тоже говорит о неизменности налогов до 2018 года. То есть, это рубеж, после которого, судя по всему, налоговая реформа неизбежна. Речь пойдет лишь о ее параметрах.
Пока все попытки внесения изменений в налоговое законодательство пресекались, в том числе и по введению прогрессивной шкалы – с этой инициативой уже выходили в Думе и КПРФ, и справедливороссы. При этом коммунисты предлагали весьма "щадящий" для богатых режим налогообложения - с доходов от 3 млн. рублей в год. Глядя на это и к правительственным инициативам отношение, скорее, скептическое.
Как предполагает депутат Госдумы от фракции КПРФ, писатель Сергей Шаргунов скорее речь пойдет о введении новых налогов, по крайней мере, до сих пор правительство предпочитало этот путь – по-новому стали рассчитывать налоги на землю, на недвижимость.
Между тем, по его словам, на Западе прогрессивное налогообложение оказалось весьма эффективно и, к примеру, в США приносит до половины доходов в бюджет. "А мы, получается, так не можем. То есть экономика устроена в пользу сверхбогатых. А потом жалуемся на отсутствие денег", - резюмирует Шаргунов.
Действительно, в развитых странах ставки для сверхбогатых очень высоки. В Великобритании они отдают в бюджет до 50% дохода, в Дании - до 52%, в Бельгии - 54%, а в Швеции - до 57%. Во Франции и без того достаточно высокая ставка в 45% была резко повышена до 75%. Напомним, именно после и вследствие этого актер Жерар Депардье предпочел стать российским, а не французским налоговым резидентом. При этом беднейшие домохозяйства во Франции вообще освобождены от налогов, к чему собственно и призывает вице-премьер Голодец.
Между тем, в недавнем исследовании Credit Suisse Research Institute приводятся данные о том, что 10% богатейших граждан России аккумулируют 89% всех доходов. Так что принятие решения о прогрессивном налогообложении, как средстве восстановления социальной справедливости, переходит в политическую плоскость.
Научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН Григорий Канарш пояснил "Свободной прессе", что "ведущие специалисты в области политической психологии считают, что социальная справедливость - необходимый компонент для российской национальной идеи, которую все так усиленно ищут".
Сенатор от Владимирской области Антон Беляков называет прогрессивную шкалу "классической социал-демократической идеей" и уверен, что время для перехода на нее уже наступило:
уже приняты достаточно действенные меры, препятствующие выводу капиталов за рубеж, так что главный аргумент против увеличения налоговой нагрузки на богатых, который заключался в том, что они выведут свои активы в другие страны, перестал быть актуальным. Тем более, если к этому добавить противодействие незаконному обналичиванию средств и борьбу с офшорами. Это инструмент, который успешно работает во многих развитых странах, указывает сенатор. Да и богатые, по его словам в нем заинтересованы, поскольку подобная система позволит им жить в стабильном обществе, не опасаясь, что их могут ограбить на улице. Но за это "спокойствие" тоже нужно платить. Прогрессивная шкала подоходного налога с их стороны - не подачка бедным, а "инвестиция в будущее страны", считает Беляков.