В конце марта в Гонконге было принято решение о создании собственной криптовалюты по аналогу биткоина, а также блокчейна - распределительной электронной базы. Группа из шести крупнейших банков сообщила о завершении торгово-финансового теста по блокчейну для Китая. Координаторами выступили Центральный банк Китая, Банк Восточной Азии и несколько зарубежных банков. С первого апреля биткоин и другие криптовалюты получили статус денег в Японии, сравнявшись с национальной валютой - йеной. Днем ранее перспективы блокчейн-технологии, способной объединить все рынки в единую электронную систему, обсуждали на Всемирном конгрессе в Будапеште представители мировых бирж. Старший вице-президент компании AlphaPoint заявил, что этот инструмент позволит собрать клиентов, производителей в единую цепочку и получать доход, не ограничиваясь биржей, а действуя на всех рынках.
Фото: Flickr
Конец марта оказался перенасыщен активностью правительств от Востока до Запада относительно "виртуальных денег" и электронных технологий (блокчейн). Такая реакция связана с интересом к криптовалютам инвесторов. Месяц назад стоимость одного биткоина превысила цену унции золота - 1250 долларов. В то же время весь 2016 г. крупнейшие мировые банки от Токио до Нью-Йорка пытались внедрить "финансовый интернет" - блокчейн. По сути, мир находится на пороге нового финансово-технического уклада, который не только создаст новые отрасли, но и уничтожит ряд старых.
Деньги в привычном понимании исчезнут, а корпорации могут занять место государств, регулируя мировые рынки.
Как отмечает профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов, "в целом действия большинства стран в отношении частных цифровых валют характеризуются растерянностью денежных властей, шараханьями, противоречивостью принимаемых решений. На сегодняшний день в мире, по оценкам, существует около 600 видов частных цифровых валют, но основной является биткоин (ВТС)".
В свою очередь, крупные финансовые круги в лице мировых банков делают ставку на технологию блокчейн. Мировые корпорации увидели для себя большую перспективу ее внедрения и создали в 2015 г. консорциум R3 для глобального изменения экономики за счет цифровых технологий. Правда они не собирались использовать децентрализованную и открытую для всех базу распределения, а занялись разработкой собственной. В 2016-м было объявлено о создании своего блокчейна для финансовых кругов - Corda.
Директор по информационным технологиям Московской биржи Сергей Поляков в комментарии CoinDesk высказал мнение, что сегодня блокчейн (распределенная база данных) наиболее эффективен на таких рынках, как краудфандинг, энергетика, торговля, торговая недвижимость. Блокчейн позволяет создавать "умные контракты" как между потребителями, так и между компаниями. Простота и надежность, точность и прозрачность лишат работы нотариусов, страховщиков и других финансово-юридических "паразитов". Блокчейн может привести к экономической революции, создав горизонтальные связи в получении услуг. Одним из примеров новых моделей оказания услуг стала компания Uber, предложившая программную платформу независимым таксистам и клиентам со всего мира.
Прекрасная, на первый взгляд, перспектива приведет к еще большему контролю финансовых корпораций над мировыми рынками. Главная угроза заключается в потере рычагов контроля и влияния со стороны государств, которые традиционно выступают регуляторами для финансовых кругов. Электронная технология блокчейн настолько прозрачная и самодостаточная, что способна молниеносно мониторить сделки на предмет юридической чистоты. Известный экономист-футуролог Элвин Тоффлер в своей книге "Революционное богатство" писал еще 9 лет назад, что государственная система катастрофически отстает от ускоряющегося бизнеса. Отсутствие экономической синхронизации между бизнесом и бюрократической машиной тормозит общее развитие, утверждает ученый. Теперь у глобалистов появилась возможность избавиться от "неэффективного управленца" - государства аналогично тому, как в свое время многие страны избавились от монархий. Таким образом, мир может быть поделен не на страны, а на сферы влияния между десятком транснациональных корпораций.
Поводом для этого может стать глобальная катастрофа: землетрясение, эпидемия. Подобные планы уже озвучивались в начале 2017 г. дочкой Хиллари Клинтон - Челси Клинтон в документе "Руководство всеобщим здоровьем". Издательство Оксфордского университета обнародовало документ, предлагающий модель принципала-агента (государственно-частного финансирования) в случае глобальной эпидемии. Челси Клинтон писала в документе о передаче максимальных полномочий мировым банкам для оперативного решения проблем.
На сегодня криптовалюты и блокчейн-технологии не вызывают тревог у масс, поскольку 95% населения даже не понимает, что это такое. Отношение к биткоину у людей как к интернету в 1990 году. "Протокол Биткойна и другие криптовалюты предназначены для записи обмена цифровой ценностью, которая может приобретать любую форму - от платежей до брачных контрактов. Сейчас сеть Биткойна чем-то напоминает Интернет до того, как Тимоти Бернерс-Ли подарил ему URL", - уверен эксперт в банковского сектора и финансовых технологий Крис Скиннер. Биткоин, блокчейн - это протокол, продукт, система умных контрактов, общий регистр, система безопасного обмена и многое другое.
Для корпораций эта технология выгодна как универсальный механизм проведения всех банковских и биржевых операций. Появляется возможность намного быстрее реализовывать все сделки, соглашения и видеть в онлайн-режиме всю экономику. Для глобалистов блокчейн стал золотой жилой, открывающей перспективу тотального контроля не только биржевых сделок, но и любой деятельности граждан по всему миру. Сегодня банки и финансовые компании видят продуктовые покупки населения по картам, но все операции фиксируются с большой задержкой. Еще больше времени уходит на анализ данных. При этом многие сделки граждан, включая нотариальные, остаются невидимыми для глобалистов. Таким образом, контроль над населением остается ограниченным. Внедрение блокчейн-технологии позволит корпорациям получить тотальный контроль и моментальную скорость реакции по любой операции.
Полярным противовесом глобалистам может выступить Китай, используя электронные технологии в национальных интересах. В 2017 г. КНР развернулась на 180 градусов относительно криптовалют. От жестких запретов до поддержки новой технологии на уровне правительства. Власти взяли под контроль криптовалюты, заставляя их работать внутри государства на пользу экономики, а не в роли "троянского коня". "Согласно оценке фирмы Chainanalysis, только в 2016 г. с помощью биткоинов из Китая было выведено 2 млрд. долл. Поэтому в начале 2017 г. Народный банк Китая и другие финансовые регуляторы приняли меры по ужесточению правил работы криптовалютных бирж. Судя по всему, Китай решил перейти от политики "приручения" цифровых валют к политике "лидерства", - поясняет профессор Катасонов.