Чьи поезда поездатей? Часть 2

Нелегкое это дело – конкуренция. Особенно, если ничем, кроме рекламных ходов, от конкурентов не отличаешься. А так как подобное явление характерно для товаров массового спроса, нам, простым покупателям, надо держать ухо востро

Отличная компания – от других

Не стоит попадаться и на удочку тех, кто выдает себя за радетеля потребительских интересов с глубоко меркантильными намерениями. Наверное, каждый из нас хоть раз да читал рекламный текст, в котором проникновенно рассказывается о неких недобросовестных риэлтерах, продавцах средств для похудания, стоматологах и проч., предлагающих свои низкокачественные услуги доверчивым гражданам. Как правило, в конце текста, описывающего ужасные муки попавшихся на удочку, вскользь сообщается, что в фирме такой-то с вами ничего подобного не случится.

Запугать потребителя – хороший рекламный ход. "Не все зубные пасты одинаковы", – сурово сообщает нам с экранов зубной врач, только что нашедший у несчастного малыша кариес. Конечно, не все. Однако любая паста чистит зубы за счет одних и тех же ингредиентов. Остальное – чистая декорация и дополнительный комфорт, не более. Включая, кстати, фтор – его необходимо добавлять лишь в тех местностях, где вода слишком мягкая. Задумайтесь: ведь если бы зубная паста способствовала кариесу – ее просто не пропустил бы на прилавок Минздрав!

К сожалению, закон наказывает лишь тех, кто называет "нехороших товарищей" по именам, – в случае, если реклама обвиняет в недобросовестности неких абстрактных производителей товаров или услуг, потребитель должен сам задуматься, нужно ли ему пользоваться услугами того, кто создает себе рекламу чернением конкурентов. И хотя большинство творцов подобного "черного PR" весьма осторожны, промашки все-таки случаются.

Жили-были два предприятия: фирма "Элеваторзернопоставки" и НПО "Нильс". Оба подвизались на рынке переработки сельскохозяйственной продукции, стало быть, конкурировали. Однажды "Элеваторзернопоставки" озаботилась проблемами качества защиты хлебопродуктов от вредителей. Да так серьезно, что направила руководителям соответствующих организаций письмо, в котором посоветовала с осторожностью относиться к услугам различных фирм, выполняющих работы по борьбе с вредителями хлебных запасов. Дескать, в силу своих недостаточных квалификационных знаний, они допускают серьезные нарушения в работе. К тому же, не имеют лицензии на право выполнения указанных работ, а используемый препарат не разрешен к применению, так как не был зарегистрирован в Госхимкомиссии Минсельхозпрода России. В качестве примера, наряду с другими фирмами, было названо НПО "Нильс".

НПО "Нильс" это показалось обидным, и оно пожаловалось в антимонопольные органы. Где и продемонстрировало лицензию на проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, выданную Областной медицинской лицензионно-аккредитационной комиссией при Главном управлении здравоохранения Администрации Самарской области. А также документы, из которых явствует, что "Нильс" является членом Национальной ассоциации дезинфекционистов, членом Зернового союза Российской Федерации, имеет рекомендации от Всемирной организации здравоохранения, Межведомственного научного совета по токсикологии химических веществ и природных токсинов.

И хотя фирмой "Элеваторзернопоставки" утверждалось, что сведения, касающиеся отсутствия лицензии и использования незарегистрированного препарата, не относятся к НПО "Нильс", написанного пером, как известно, не вырубишь – против свидетельствовало собственное письмо. Самое смешное, что "Элеваторзернопоставки" действительно "ничего такого" сказать не хотела, но письмо было составлено таким образом, что создавалось впечатление, будто речь идет о НПО "Нильс". В доказательство "Нильс" представило письмо Черняховского ХПП, в котором тот отказывает в заключение договора, сославшись на упомянутое письмо "Элеваторзернопоставки". А это уже – убытки и ущерб деловой репутации НПО "Нильс". О том, сколько дополнительных заказов получила в результате рассылки своего письма фирма "Элеваторзернопоставки", история умалчивает, но сообщить всем своим адресатам о том, что к НПО "Нильс" сказанное в нем не имеет отношения, ему пришлось.

Не вешайте мне лапшу на уши!

В общем, нелегкое это дело – конкуренция. Особенно, если ничем иным, кроме рекламных ходов, от конкурентов не отличаешься. А так как подобное явление особенно характерно для товаров массового спроса, нам, простым покупателям, надо держать ухо востро и не попадаться на длинные макаронные удочки и обещания вечной жизни колготкам, новых зубов бабушкам, энергии бенгальских тигров любимым котам, и всем – бесплатного сыра с эффектом похудания. В конце концов, закон не может перекрыть все лазейки ушлых рекламщиков, а наказание нарушителя правил честной конкуренции не избавит вас от досады на собственную доверчивость. Хочется закончить статью лозунгом старых времен: "Товарищи граждане! Братья и сестры по покупкам! Будьте бдительны – самую длинную лапшу вешают вам на уши!".

Выбор читателей