Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: museum.ru |
Гораздо реже мы можем услышать об успешных операциях нацистов, последовательно уничтожавших культурное достояние своей страны. Не трудно догадаться, что дрезденское собрание было далеко не единственной коллекцией, заминированной доблестной немецкой армией. И многие акции эсэсовского "штаба рейхсляйтера Розенберга" увенчались успехом.
Произведения античного искусства – древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптура, архитектурные фрагменты, терракоты, бронзы, резная кость, представленные в залах ГМИИ имени А.С.Пушкина. Выставка называется "Археология войны. Возвращение из небытия", а экспонаты поступили в музейные фонды прямиком из Германии. Долгие годы эти фрагменты и осколки, в большинстве своем лишенные опознавательных обозначений и номеров, хранились в архиве, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры. Лишь в 1999 г., после упразднения хранилища, они были перевезены в Пушкинский музей. По имеющейся информации, большинство этих древностей происходит из взорванного эсэсовцами берлинского бункера. Музейное предание сохранило рассказ очевидцев о том, как в закопченных руинах этого убежища наши солдаты лопатами грузили в мешки и ящики обломки древних предметов. Стараниями реставраторов из многих тысяч раздавленных, обугленных, покрытых сажей и копотью фрагментов различных древних предметов, часть из которых была завернута в старые полуистлевшие немецкие газеты и плакаты, было восстановлено около шестисот целостных произведений. На выставке показывают 300 самых ценных и значимых экспонатов.
На первый взгляд экспозиция представляет собой хаос носов, голов и рук. Полное ощущение, что фрагменты и огрызки бывших шедевров представлены в том же виде, в котором когда-то были выкопаны из земли. Требуется определенное время и упорное внимание чтобы, во-первых, оценить труд реставраторов, а во-вторых, осознать, что в небольшом зале представлена практически вся география античного искусства. Коптские резные кости, в которых чуть ли не до IX в. можно обнаружить античные и языческие сюжеты; глиняные статуэтки, сохранившие следы полихромной окраски, которую не передают даже самые удачные копии; знаменитые этрусские медузы*, показывающие язык; оживленно жестикулирующие южноитальянские плакальщицы и, наконец, знаменитые греческие сосуды.
Многие экспонаты действительно уникальны. Например, фрагменты треногих жертвенных котлов из Олимпии – одного из самых популярных святилищ Древней Греции. Раскопки в Олимпии (1875-1881 гг.) были одними из первых научных в Европе. Тогда греческое правительство впервые стало запрещать вывоз вещей из страны. Все, что было найдено в Олимпии, осталось на месте, в специально построенном по проекту Ф. Адлера музее – одном из первых в Греции. Экспонаты, оказавшиеся в Москве, в свое время попали в Берлин как "дубликаты". Из Олимпии происходят и замечательные терракотовые идолы – с распахнутыми руками, запрокинутыми кверху головами – словно слетающие с небес на землю, чтобы одухотворить своим присутствием человеческий мир.
Для того чтобы по достоинству оценить эту археологическую выставку, требуется определенное воображение. Далеко не все фрагменты собраны в единое законченное произведение. Но даже витрина, заполненная киприотскими головами, производит неизгладимое впечатление. Особенно если вам еще не довелось побывать в сокровищницах Лувра и Британского музея.
Выставка продлится до октября.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Эскалация ситуации пугает многих
Американский лидер долго опасался прямого противостояния с Москвой