Саакашвили можно поставить кол

Во вторую годовщину "революции роз" лидер движения "Самегрело", известный политолог Александр Чачия размышляет о перспективах нынешней политики грузинских властей




Накануне второй годовщины "революции роз" лидер движения "Самегрело" известный политолог Александр Чачия размышляет о перспективах нынешней политики грузинских властей.

"Yтро": 23 ноября исполняется ровно 2 года с того дня, как в результате "революции роз" лишился власти Эдуард Шеварднадзе.

Александр Чачия: Не знаю, почему это называют революцией... На самом деле случился элементарный государственный переворот, когда одна властная группировка берет на себя всю полноту власти, подменяя другую.

В первые дни и месяцы после переворота у значительной части населения были серьезные надежды. Надо сказать, что сам этот переворот произошел при поддержке значительных масс населения. У людей появилась надежда, что можно, наконец, избавиться от Шеварднадзе. Ненависть к нему достигла такого накала, что люди были готовы поддержать любого, кто был в состоянии его убрать.

Сначала была надежда, что "революционеры" не будут повторять политику Шеварднадзе. Но очень быстро, уже через полгода, она начала стремительно таять. Стало очевидно – внешняя политика государства остается неизменной, все внешнеполитические ориентиры и те приоритеты во внешней политике, которые в свое время провозгласил Шеварднадзе, сохранились.

Были также надежды на экономическое возрождение. И кое-какие дела начали осуществляться. Например, началось "раскулачивание" лиц, наживших при Шеварднадзе добро незаконным путем. Эти акции не имели ничего общего с законностью и демократическими правилами в государстве, но, тем не менее, вызывали симпатии населения. Были также попытки борьбы с бюрократией, но и это дело захлебнулось, частично превратившись в фарс.

Сегодня власть пытается внушить населению, что в ближайшие годы будут предприняты кардинальные шаги по улучшению жизни в стране. Составлен и список "крупных достижений" последнего времени. Я могу привести некоторые из них. Говорят о "возвращении" Аджарии в Грузию, как будто Аджария принадлежала Эфиопии, но с приходом Саакашвили вошла в состав Грузии. Также высшими достижениями называют покраску фасадов домов в Тбилиси, строительство детских спортивных площадок. В принципе, это все, конечно, очень хорошо. Но нельзя преподносить это на уровне крупнейших государственных достижений. Настораживает, что все потихоньку вернулось к тому, с чего начиналось, – к пиар-акциям. Создается ощущение, что президент и его окружение не выходят из состояния предвыборной активности. Если Саакашвили вдруг где-то на улице остановит машину и выйдет "в народ", обнимет старушку, тут же словно из-под земли появляются десятки телекамер.

Каждый месяц говорится о повышении зарплаты и пенсий. При этом реального их повышения не существует. Объясню, почему: после прихода к власти команды Саакашвили пенсии были повышены, в пересчете на американскую валюту, с 7 до 10 с лишним долларов. По общей ситуации, которая сложилась в республике, и по жалобам пенсионеров все мы знаем, что покупательная способность тех семи долларов, которые были раньше, гораздо выше, чему у нынешней пенсии.

Что же касается экономики в целом... Вот американцы выделили крупный кредит с условием, что он будет пущен на строительство дорог и ремонт газопровода, который идет из России. И это естественно, что они выделяют деньги на те объекты, которые им нужны. Грузии отведена роль транспортного коридора, чему сильно радовался еще Шеварднадзе. На то, что будет содействовать инфраструктуре этого транспортного коридора, будут выделяться деньги. Но если мы возьмем разрекламированную экономическую помощь, которую американцы в течение 10 лет оказывали Грузии, то убедимся, что инвестиций, содействующих развитию собственной экономики, мы от них не получали. При Шеварднадзе получали деньги, которые сразу же разворовывались. А сейчас идет выделение кредитов на конкретные проекты, но именно те, которые соответствуют интересам дающей стороны.

Сейчас в Грузии строят дороги. Прекрасно, многие страны в свое время начинали развивать свою экономику именно с этого. Но на их строительстве, как минимум, работало свое население. Хотя бы это являлось какой-то формой экономической поддержки граждан. В Грузии же строительство дорог осуществляют турецкие рабочие и турецкие инженеры. С другой стороны, дороги сами по себе ничего не дают. Необходима промышленная и сельскохозяйственная инфраструктура, развитие хотя бы одной конкретной сферы. Я настаиваю, что у Грузии пока еще есть оставшийся после распада СССР научно-технический потенциал, которого достаточно для развития одной-двух высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленного производства. Так что сохраняется шанс в рамках постсоветского пространства стать конкурентоспособными хоть в какой-то отрасли. Но об никто даже не говорит, потому что экономика Грузии никого не интересует.

"Y": Неужели в правительстве не осознают, что вечно рассчитывать на дотации – это тупиковый путь?

А.Ч.: У этого правительства нет своего мнения. Оно ретранслирует, в лучшем случае, мнение Саакашвили, которое базируется на точке зрения его советников. У Саакашвили официально работают американские советники. Они хорошо умеют делать пиар, который выдается за реальную политику, но в действительности оказывается фикцией.

Возвращаясь к этим разрекламированным дорогам. Людям нужна экономика, чтобы они могли содержать свои семьи. Прокладка дорог ничего не дает гражданам Грузии. Коридору, в который превращают страну, не нужны ни образование, ни наука. Сейчас проводится так называемая реформа образования, которая на самом деле просто уничтожает всю систему образования. Ведется реформа Академии наук, после чего не станет Академии наук, как не станет системы подготовки научных кадров и научно-исследовательских институтов. Очень большое возмущение это вызывает в кругах нашей интеллигенции. А когда будет покончено с оставшимся от советских времен научным и техническим потенциалом, то можно будет говорить, что Грузия превратилась в колониальную территорию.

"Y": У военных существует термин "аэродром подскока". Похоже, Грузия превращается именно в такой аэродром, причем не только в переносном, но и в прямом смысле...

А.Ч.: Так оно и есть. Ведь никто не скрывает, что если американцы начнут войну в Иране, чего вполне можно ожидать от такого деятеля, как Буш, то им потребуется военная инфраструктура, в частности, грузинские аэродромы. Насколько мне известно, по этому поводу уже существует договоренность, что особо и не скрывается. Я думаю, что к этому времени приурочен и вывод российских баз. Что будет с Грузией? Она может стать мишенью для террористов. И такого будущего я своей Родине, конечно, не желаю.

"Y": Выходит, "революция роз" ничего хорошего Грузии не принесла и тем более не принесет в будущем?

А.Ч.: Я не являюсь сторонником огульного отрицания всего того, что происходит в Грузии. Я считаю, что определенное оздоровительное значение для нации этот государственный переворот имел, поскольку произошла политическая изоляция Шеварднадзе. Это безусловно положительный факт. Для здоровья нации был весьма важен тот короткий период надежд, который был вызван переворотом.

Вместе с тем, я считаю, что ни одна стратегически и жизненно важная для Грузии и грузинского народа задача не решена, более того, нет никаких позитивных сдвигов в их решении. А таких задач перед Грузией стоит три. Первая – это проблема территориальной целостности; вторая – проблема возрождения экономического потенциала; и третья – это проблема сохранения духовно-нравственного потенциала нации. По моему глубокому убеждению, главная причина того, что в этих вопросах нет и не предвидится никакого сдвига, – неправильная, ошибочная, преступная, антинациональная внешняя политика. Потому что решение этих задач напрямую зависит от того, каким будут уровень и качество отношений между Грузией и Российской Федерацией.

"Y": То есть, в этом плане – решения трех жизненно важных для государства задач – нынешним властям можно поставить двойку?

А.Ч.: Можно поставить кол.

"Y": Недавно американские эксперты с высокой долей вероятности спрогнозировали новую войну в Абхазии. Поводом для подобных оценок послужило очередное обострение обстановки в Гальском районе, после чего грузинская сторона заявила о возобновлении в Абхазии партизанских действий...

А.Ч.: Я не считаю руководство Грузии настолько сумасшедшим, чтобы начинать военные действия в Абхазии на данном этапе. Но я считаю его вполне невменяемым для того, чтобы возобновить такие действия в Южной Осетии. Тем самым будет поставлен крест на возможности восстановления территориальной целостности Грузии. Хотелось бы надеяться, что авантюристических шагов на этом направлении, подобных тем, что были предприняты несколько месяцев назад в Цхинвали, сделано не будет. Но все же я этого очень боюсь, потому что знаю авантюристический характер власти, ее ориентацию на пиар, пропаганду, популистскую и демагогическую сторону политики. Развязывание боевых действий в Южной Осетии может быть сочтено ими за некий спасительный маневр на фоне полных неудач во всех остальных сферах.

"Y": Недавно между Москвой и Тбилиси случился очередной дипломатический скандал из-за невыдачи визы главе комитета по обороне и безопасности грузинского парламента Гиви Таргамадзе. Как вы можете охарактеризовать деятельность Таргамадзе? И насколько адекватным в этой ситуации выглядит составление Грузией и Россией т.н. "черных списков" невъездных политиков?

А.Ч.: Что касается характеристики Таргамадзе, то о каких-то политических взглядах там говорить нечего. Это русофобствующий деятель, но я вас уверяю, что его мнение и образ мыслей нельзя ассоциировать или как-то связывать с мнением и образом мыслей грузинского народа.

Что же касается подобной практики (невыдачи виз и формирования "черных списков" – "Y"), то в международных отношениях такая практика есть. В частности, ее очень успешно применяют Соединенные Штаты. И лично я не вижу ничего зазорного в том, что у той же Российской Федерации может быть список людей, которые являются неприемлемыми в качестве гостей. Но, как нас уверяют некоторые деятели – и это, видимо, на самом деле так, – такого "черного списка" не существует. Я считаю, плохо, что не существует.

С другой стороны, Россия опять проявляет непоследовательность. Посольство РФ в Грузии сочло справедливым не выдавать визу Таргамадзе, тем выражая интересы Российской Федерации. Но потом кто-то вмешивается, и посольство вынуждают все-таки выдать визу. Такая непоследовательность вызывает недоверие. Я не считаю, что в данной ситуации российская сторона повела себя принципиально, как это достойно великой державы. Как один наш политик здесь заявил, дескать, Россия себя ведет, как привыкла вести: сначала хорохорится, а как мы на нее поднажмем, так сразу встает на задние лапки. В принципе, так оно и получилось.

"Y": Александр Александрович, вы будете как-то отмечать вторую годовщину "революции роз"?

А.Ч.: Мы будем со своими друзьями сидеть у телевизора и смеяться над очередным высказыванием наших этих новоиспеченных "революционеров" по поводу "величия" и "грандиозности" их революции. Но у нас особо нет времени заниматься глупостями. У нас на 29 число намечен съезд движения "Самегрело" в Зугдиди. Я председатель этого движения. Как раз там мы рассмотрим итоги двух лет деятельности новой власти.

"Y": Спасибо за интервью.

Выбор читателей