Судьи запутались в тонкостях "Кода да Винчи"

Служители Фемиды никак не могут определиться с вердиктом автору многострадальной книги "Код да Винчи". Процесс окончен, но до оглашения приговора еще далеко




Последнее время вся более-менее читающая общественность внимательно следила за развитием событий вокруг Дэна Брауна и его популярного детища, книги "Код да Винчи". Автора многострадального литературного произведения обвинили в интеллектуальном воровстве: новозеландец Майкл Бейгент и американец Ричард Лей, оба профессиональные историки, утверждали, что Браун украл замысел из их книги "Святая Кровь и Святой Грааль", изданной в 1982 году. Историки настаивали на том, что из их книги была взята идея, что Иисус Христос и Мария Магдалина имели детей.

Адвокат Бейгента и Лея Джонатан Джеймс заявил, что публикация книги "Код да Винчи" является вопиющим нарушением авторских прав на территории Великобритании. Разумеется, предположение историков породило множество книг, которые по-разному интерпретировали этот сюжет, однако ни в одной из них эта тема не легла в основу написания произведения. В связи с этим истцы обратились в лондонский суд, чтобы отстоять свои авторские права.

Дело "Кода да Винчи" уже окрестили самым громким процессом над плагиатом за последние годы. Сегодня суд над Брауном завершается, однако окончательного приговора в ближайшее время мы, видимо, не узнаем. Судьи огласят свое решение только спустя какое-то время, может быть, несколько недель. Это связано, скорее всего, со спорностью и неоднозначностью содержания дела. С одной стороны, налицо плагиат, но с другой заимствование основного факта и создание из этого нового романа не является нарушением авторского права.

Действительно, есть мнение, что идеи и замыслы любого литературного произведения доступны широкому кругу читателей, что не исключает вероятности, что любой человек может взять фабулу чужой книги за основу, творчески переработать, дополнить его историческими и научными фактами, приправить некоторыми подробностями, и перед нами окажется совершенно другое произведение, написанное в ином стиле. Здесь главное - верно определить незримую грань, уловить разницу между истинным авторством, творческим переписыванием и грубым плагиатом. Увы, различие это не прописано в законодательстве, и судьям "Кода да Винчи" не позавидуешь. Им предстоит нелегкая миссия: выяснить степень вины и вынести окончательный вердикт. На это, разумеется, потребуется масса усилий и времени.

Самое печальное для рядового гражданина – отнюдь не размер компенсации, которую могут назначить Дэну Брауну в случае признания его виновным, а тот факт, что при таком раскладе экранизация его книги может быть отложена, если не отменена вовсе.

Выбор читателей