Немецкая жесть

Обычно в фильмах, где добро и зло предусмотрительно разделены тюремной решеткой, злодей выходит гораздо более интересным персонажем. Не избежал этой участи и серийный убийца из "Антител"




Антитела (Antikorper)
Германия, 2005
Режиссер: Кристиан Алверт
В ролях: Вотан Вилке Моринг, Андре Хеннике, Хайнц Хениг, Ульрике Крумбигель


Тридцатилетний режиссер Кристиан Алверт, бывший редактор журнала про фильмы ужасов, в прошлом году был признан "Новым лицом немецкого кино" на фестивале Американского киноинститута. Его второй фильм, двухчасовая унылая психодрама "Антитела" о провинциальном полицейском, стоящем на страже закона Божьего и человеческого, вполне откровенно это лицо показывает.

Полицейский, как обычно, озабочен не только тем, как поймать преступника (его с использованием многочисленных спецэффектов, включая голого актера, ловят еще до титров), но и тем, какова разница между плохим и хорошим, и где именно она проходит. За образцы Кристиан Алверт держал "Молчание ягнят" и "Семь". Обычно в подобных фильмах, где добро и зло предусмотрительно разделены тюремной решеткой, злодей выходит гораздо более интересным персонажем. Не избежал этой участи и Андре Хеннике, сыгравший серийного убийцу с артистическими наклонностями. На его фоне душевные терзания провинциального полицейского в исполнении Вотана Вилке Моринга выглядят малоубедительно. К тому же его роли хорошего парня с самого начала противоречат бегающие глазки потенциального фанатика или маньяка.

"Саспенс" по Алверту – это вымученная псевдоинтрига, слегка приправленная "жареным". Хождение по кругу улик, показаний, анализов и тайников, "ключей", которые никуда не ведут, и намеков ни на что. Таинственное происшествие, которое держит образцово-показательную деревню в сетях страха и взаимного недоверия, непонятные отношения в образцово-показательном семействе, подозрительные приемы снятия показаний с преступника...

Многозначительные пропуски в сценарии должны держать зрителя в напряжении, но пропущено слишком много, и сцены просто нанизаны в приблизительно хронологическом порядке. С другой стороны, пропущено, возможно, слишком мало, потому что финал второго часа довольно ясен еще в середине первого. Новаторство же выражается в том, чтобы дать неразличимую смесь снов и реальности, подсознательного, давно прошедшего и рассказанного, чередовать кадры, снятые с противоположных углов зрения, и встык монтировать кресты и пенисы.

Как раз такого рода спекуляции на тему двойственной природы человека Голливуд любит переснимать, и ремейк "Антител" – дело решенное. Даже финал не нужно будет переделывать. Благополучно выруливающий на широкую дорогу библейских мотивов, он хорошо будет смотреться и в американской глубинке. Сомнения беспочвенны, дети невинны, ада нет, кроме того, что внутри нас. Плоть – это не есть плохо, и совершенно не обязательно вгонять в руку скрепки. Занесенное над ребенком табельное оружие снова остановит пришествие оленей, которые будут кружить в кадре, глядя на героев еще более компьютерными глазами.

В прокате с 6 апреля

Выбор читателей