Трем смертям не бывать

Большую часть времени два молчаливых и загадочных героя волокут по прерии еще более молчаливый и загадочный труп. Но последние 15 минут фильма заставляют забыть и о блуждании по прерии, и о мытарствах с трупом

Три могилы (Three Burials of Melquiades Estrada)
США–Франция, 2005
Режиссер: Томми Ли Джонс
В ролях: Томми Ли Джонс, Барри Пеппер, Хулио Седрилло, Дуайт Йокам, Мелисса Лео





Приключения полуразложившегося трупа всегда представляются "независимым" кинематографистам отличной завязкой для фильма, который одновременно покажет трагизм человеческого существования и оптимистичную приверженность создателей черному юмору, а заодно выдаст подспудный комментарий о состоянии той кинематографии, которой не посчастливилось быть "независимой". Трупы, то есть фильмы, доходят до зрителя в разной степени разложения, от канадского "Большая белая обуза" до постсоветского "Тело капитана будет предано земле, а старший мичман будет петь", но в большинстве по-прежнему бывает до 80 процентов воды. "Три могилы" режиссера-дебютанта (телефильм не в счет) Томми Ли Джонса будут покрепче, хотя этот фильм, выдубленный и прокаленный под техасским солнцем, вовсе не так сух, как кажется на первый взгляд.

Постоянный сценарист Алехандро Гонсалеса Иньяриту Гильермо Арриага написал очередной сценарий специально для уроженца Техаса Томми Ли Джонса, ковбойские замашки которого всегда проявляются на экране, независимо от того, играет он в "Беглеце" или в "Людях в черном". Кстати, настоящий дебют Джонса в качестве режиссера и сценариста состоялся на телевидении десять лет назад, и главную роль - стареющего ковбоя - актер, разумеется, сыграл сам.

В отличие от фильмов Иньяриту, в трех могилах, а точнее в трех похоронах Мельхиадеса Эстрады не заблудишься. Никаких запутанных сюжетных линий, всего-то: жена смурного пограничника (Барри Пеппер) переспала с мексиканцем-нелегалом (Хулио Седрилло), пограничник случайно убил его, а друг мексиканца (Томми Ли Джонс), пообещавший похоронить его в родном городе, хватает пограничника за шкирку и тащит вместе с трупом в Мексику. Зато взаимоотношения между героями меняются то и дело, а сам фильм переходит от вялой психологической драмы к абсурдистской комедии в духе братьев Коэн. Большую часть времени два молчаливых и загадочных героя (партнером Томми Ли Джонса здесь выступил Барри Пеппер, который в том же году сыграл человека-загадку Тома Рипли в "Рипли под землей" Роджера Споттисвуда) волокут по прерии еще более молчаливый и загадочный труп. Ну и, конечно, труп хоронят, вытаскивают, его глодают койоты, потом муравьи, его поджигают, пропитывают антифризом – и снова волокут в недостижимый, как Эльдорадо, мексиканский городишко.

По его словам, Томми Ли Джонс взялся за режиссуру, чтобы обрести, наконец, полный контроль над производством – над сценарием, выбором актеров, монтажом и даже озвучанием. И хотя его режиссерскую работу, сдержанную и уверенную, критики всячески хвалили, призы, включая награду в Каннах, он все-таки получил за исполнение роли верного друга Мельхиадеса Эстрады.

Перед началом съемок режиссер Джонс раздал каждому члену съемочной группы по экземпляру "Постороннего" Камю, чтобы они прочувствовали трагедию отчуждения, которым так полон роман и фильм. Вот к его-то высотам "Три могилы" и взмывают в последние 15 минут, заставляя забыть и о блуждании по прерии, и о мытарствах с трупом, который, как ему и полагается, наконец-то упокоится в своей третьей могиле.

В прокате с 13 июля

Выбор читателей