Олег Скрипка разыграет культурную карту

В конце февраля состоится концерт-фестиваль "Рок-вечера на хуторе близ Кремля, или Були деньки". Лидер "Воплей Видоплясова" Олег Скрипка везет в Москву новые украинские группы: "Гуцул Калiпсо" и "Пропала грамота"


ФОТО: people.ru



Весной 1988 г. в "Горбушке" впервые выступили киевские команды, поющие на украинском языке. "Вопли Видоплясова", "Коллежский асессор", "Раббота Хо" – эти участники акции стали впоследствии широко известны в России. Почти двадцать лет спустя, 24 февраля 2007 г. в клубе "Тень" состоится концерт-фестиваль "Рок-вечера на хуторе близ Кремля, или Були деньки" – лидер и вокалист "ВВ" Олег Скрипка везет в Москву новые украинские группы. На этот раз на одну сцену с "Воплями" выйдут "Гуцул Калiпсо" и "Пропала грамота". Сегодня "Yтро" беседует с Олегом Скрипкой о предстоящем мероприятии и о феномене украинского рока.

"Yтро": Почему через 19 лет вы решили повторить "украинское нашествие" в Россию?

Олег Скрипка: На самом деле идея зрела в голове давно. Я общался с людьми, которые привезли украинские рок-группы в Москву тогда, имели отношение к этому культурному срезу: Артемием Троицким, Александром Кушниром, Игорем Тонких. Они сразу очень позитивно отнеслись к идее. Это придало уверенности. Сейчас все складывается: есть организаторы концерта, есть хороший клуб "Тень", который перенял функции "Горбушки" и стал ее тенью. Я уверен, что на концерт придет именно та публика, которая должна придти. Придут люди, которые были в "Горбушке" в 1988 г., придут их дети и молодежь, интересующаяся рок-музыкой вообще и украинской музыкой в частности.

"Y": Почему акция называется "Були деньки", как и последний альбом "Воплей Видоплясова"?

О.С.: Сейчас вообще ностальгическое время. Наблюдая тенденции масс-медиа и клубные, становится понятно, что в моде восьмидесятые. С одной стороны, это ностальгия по музыке тех лет, с другой – это был золотой век Советского Союза. И культурный киевско-московский обмен происходил именно тогда. Это был на самом деле прорыв, информационная вспышка. Сейчас появляются диски, альбомы, но настоящего взаимодействия пока нет. Хочется не повториться, сделав то же самое, а по-новому сыграть в эту игру, разыграть культурную карту, замутить такой межгосударственно-этнический обмен.

"Y": Расскажите подробнее о группах, которые приедут в Москву. Как удалось их найти? Чем они привлекательны для вас лично и почему их должны увидеть в России?

О.С.: Несколько лет назад мне в руки попал сборник групп из Черновцов. Как и в любой стране, у нас есть города-островки, в которых рождаются музыканты и коллективы. Черновцы – одна из таких пульсирующих точек на карте Украины. "Гуцул Калипсо" – группа из этого города, звезда местной величины. Я решил привезти именно их потому, что, с одной стороны, у группы есть дух 80-х: по текстам это такое западноукраинское хулиганство, как ранние "Братья Гадюкины". С другой стороны, присутствует сильный этнический, карпатский момент. И еще одна причина: это музыка XXI века. Группа хорошо играет современный фанк. Ребята соединяют профессионализм и хулиганство.

Если с первым коллективом я определился быстро, то второй не мог подобрать долго. Хотелось сделать симметрию по 80-м: тогда были популярны группы, исполняющие авангардный рок. Сегодня настоящий андеграунд очень сложно найти. И вот за две недели до Нового года я пошел в маленький клуб "44" на Крещатике в Киеве и увидел группу "Пропала грамота". У них зрелая, концептуальная лирика, завязанная на творчестве Гоголя, на этнической культуре, на казацких думах. С музыкальной точки зрения я бы назвал это нью-йоркским или калифорнийским андеграундом. Это современные риффы и грувы, исполненные альтернативной командой. Нет диджеев, клавишных, драм-машин, из инструментов – гитара, бас, губная гармошка. Достойная смесь. Думаю начать концерт именно с этой команды, чтобы дать понять публике, что акция "Були деньки" – не шоу-бизнес. Это феномен украинской культуры, на который интересно посмотреть.

"Y": На Украине много андеграундных групп?

О.С.: Я вижу кучу коллективов, которые играют десятки лет, записывают альбомы, и все это ложится на полки и становится достоянием истории. Существует много групп, которые играют качественную музыку, а с другой стороны есть большое количество зрителей, готовых потреблять андеграундную культуру – они ищут ее в Интернете, ходят на ужасно организованные концерты. Со временем я узнал очень много таких коллективов и понял – пора показывать их публике. Поэтому прошедшим летом в Киеве мы организовали фестиваль "Рок Сiч", где на трех сценах выступили пятьдесят украинских рок-групп. Музыкантов очень много, и они требуют информационной помощи. Это говорит о том, что существует целый не отработанный пласт культуры. И лежит он на поверхности – бери и делай такие концерты, работай в этом направлении.

"Y": Новый альбом "ВВ" выпустили на собственном независимом лейбле "Краiна Мрiй". Планируете ли выпускать на нем и начинающих музыкантов?

О.С.: Молодые коллективы требуют продюсинга, а такие услуги мы не можем предоставить. Все-таки большие лейблы имеют и пиар-агентства, и связи на телевидении и радио. Если какая-то группа захочет у нас выпускаться, мы с удовольствием предоставим ей льготные условия. Но я бы хотел больше сосредоточиться на выпуске сборников, показывать людям разную музыку. Идея проста: в обществе есть культурные феномены, интересные культурному человеку, но он не имеет к ним доступа. Нужно просто преподнести эту информацию. Сейчас мы выпускаем пять сборников, которые называются "Шедевры украинской музыки". Я со своей колокольни классифицировал украинскую музыку XX в., абсолютно не претендуя на энциклопедичность. Во Франции такие сборники от разных известных личностей очень популярны. Это цивилизованно и по-эстетски.

"Y": Стоит ли в ответ организовать "русское нашествие" на Украину?

О.С.: Это нужно сделать, но для этого необходима инициатива с российской стороны. Были попытки осуществить такое мероприятие, с интересной идеей – рок-фестиваль "Рупор". Проводился в 2002 г. в Сочи, в 2003 г. в Ялте. Все было очень здорово, но, как всегда, туда набирался мейнстрим: известные коллективы, граничащие с эстрадой. Организаторы ведутся на имена, на которые приходит публика, спонсоры, а концепция страдает. Надо набирать коллективы, которые действительно интересны, самобытны и умеют играть и звучать. Тогда это превратится в культурный акт.

"Y": Украинские рок-группы отличаются от российских особенной энергией, в них еще жив дух настоящего рок-н-ролла. Почему так получается, по-вашему мнению?

О.С.: Русский рок по происхождению берет начало в бардовской музыке. Классические русские рок-коллективы советских времен – это поющие рок-поэты. На сегодняшний день слово перестало быть таким оружием, каким оно было в 80-х. А украинский рок изначально – это энергия, мелодия, риффы и юмор. Поэтому, может быть, играть сегодня украинский рок, не становясь поп-рокером, проще. Феномен русской культуры сегодня в том, что рокеры вынуждены играть поп-рок. Потому что надо петь на легкие темы, тексты упрощаются, а русскому уху привычны текстовые задвиги. Хотя на Украине рокеры тоже вынуждены "опопсяться". Новые, интересные андеграундные команды опережает легкий рок. Просто пока мы отстаем от России лет на пять.

"Y": Настоящий рок-н-ролл – это протест?

О.С.: "Рок – это протест" – клише, навязанное поп-менталитетом. Потому что рок – это энергия, это талант, это искренность. Когда мир агрессивен и недружелюбен к таланту, энергии и искренности, тогда рок выглядит как протест, потому что в мире превалирует неправда. А если в обществе все в порядке, то рокеры могут петь про любовь, философию, но в присущей им энергичной форме. Рок-мейнстрим во всем мире успешно конкурирует с эстрадой. Людей, которые любят рок, людей со вкусом всегда меньше. Просто это более эстетская культура. В 60-е годы в Англии и в 80-е годы в Советском Союзе рок был новым стилем. Новый стиль – всегда революция. Существовали исполнители, которые реально сподвигли людей на новую философию, новую жизнь. Это была ментальная революция. Современный рок – это уже не протест.

"Y": Акция "Були деньки" может стать заметным событием и принести реальные плоды?

О.С.: Любое мероприятие, если оно проведено профессионально, станет событием. Была бы идея и желание это сделать. Акцию "Були деньки" я бы не назвал альтруизмом и романтизмом. Это не просто концерт, а отображение культурно-исторического феномена. Есть молодая музыка, есть старая музыка, мы – Украина. Это концепция мероприятия. Мы живем в мире конкретном. Музыканты зависят от количества ротаций на радио и телевидении. В России все-таки существуют информационные источники: телеканалы, радиостанции, – которые могут крутить альтернативную музыку. Может так получиться, что две эти группы попадут в альтернативные ротации. Это и будет обогащением культур.

Выбор читателей