С НАТО нужно разобраться. По-хорошему

Руководитель Центра военного прогнозирования, член Общественного совета при Министерстве обороны Анатолий Цыганок комментирует речь Путина в Мюнхене и прогнозирует, как будут складываться отношения России и НАТО


ФОТО: kreml.org



Интервью с руководителем Центра военного прогнозирования, профессором, членом корреспондентом Академии военных наук, членом Общественного совета при Министерстве обороны РФ Анатолием Цыганком.

"Yтро": Правильно ли считать нынешнее расширение НАТО угрозой для России?

Анатолий Цыганок: В приложении к договору "Россия–НАТО" министрами иностранных дел Франции и Германии была прописано обязательство НАТО не расширяться на территории стран Восточной Европы. Два года назад в Вашингтоне я задал вопрос: "Кто принимает решение о расширении?". На это мне ответили: "Решение принимается коллегиально в Брюсселе". Но когда я задал этот вопрос в Брюсселе, прозвучал ответ: "Кто платит деньги, тот и принимает решение". Американцы же ссылаются на то, что обязательство было не в основном тексте соглашения России и НАТО, а в приложении, которое не имеет юридической силы. Все это от лукавого.

Я могу понять нового министра обороны США: он выбивает из Конгресса дополнительные ассигнования. К тому же НАТО действительно сократила свои войсковые группировки на 60%. Но и Россия ограничила на столько же свои войсковые группировки на западе. Во всяком случае, в Ленинградском военном округе кроме одной воздушно-десантной дивизии и двух бригад морской пехоты вообще ничего не осталось. Российско-норвежская, российско-финская, российско-белорусская и российско-балтийские границы переходят на режим пограничных комиссаров, там снимается войсковая составляющая.

Единственная претензия, которая была к России на протяжении последних 10 лет, касается нарушения условий ограничения вооружений на Кавказе. С другой стороны, четыре года назад с территории США была перемещена в Норвегию радиолокационная станция контроля над Северным Ледовитым океаном, Северным флотом РФ и практически всем северо-востоком России. Согласовано решение о модернизации РЛС в Гренландии. Установлены три радиолокационные станции в странах Балтии. Там же реставрирована структура двух аэродромов, где раньше дислоцировались стратегические самолеты России. Теперь там базируется четыре боевых самолета НАТО. Говорится о размещении военно-морской базы в Констанце (Румыния) и переносе части сил из Ромштейна на территорию Болгарии и Румынии. Встал вопрос о размещении передовых элементов ПРО США в Польше, Чехии и буксировке с Гавайских островов на Алеутские острова еще одной РЛС. Третий позиционный район ПРО США развертывается на территории Польши, а Блэр дает согласие на развертывание еще одного района ракет на территории Великобритании.

"Y": Насколько реалистичны российские заявления о разработке новых систем, способных преодолевать ПРО США?

А.Ц.: В прошлом году были проведены экспериментальные учения на полигоне Сарышаган на озере Балхаш, где находится испытательный измерительный центр. Тогда было впрямую сказано, что проводятся испытания платформы противодействия элементам ПРО. Дело в том, что, в соответствие с договоренностями с США, Россия должна информировать наших коллег о пусках баллистических ракет с боевыми головками. Но испытательные пуски мы им раскрывать не обязаны. Поэтому последние шесть лет Россия проводит таких мероприятия.

Россия, как я полагаю, проводит модернизацию крылатых ракет воздушного базирования, что позволяет стратегической авиации подняться в воздух и находиться там долгое время до получения сигнала. Именно эти ракеты с дальностью 5-8 тыс. км и являются реальной угрозой для американцев.

"Y": Глава МИД Чехии заявил, что речь президента России в Мюнхене показывает, почему НАТО будет расширяться...

А.Ц.: Чехия, равно как Польша и страны Балтии, стоит на жестких позициях в отношении России, поэтому меня это особо не удивляет. Мне кажется, Путин в своем выступлении предложил ту программу, которую, как он считает, должен поддерживать будущий российский президент. Хотя, если рассуждать здраво, мне кажется, что лучше идти на компромиссные решения. Нужно придерживаться критериев дипломатии. Искать врагов и говорить о войне – не в национальных интересах России.

"Y": Почему глава Минобороны РФ сначала дает понять, что ПРО развертывается против России, а затем говорит готовности Москвы присоединиться к ПРО?

А.Ц.: Еще два года назад мы обсуждали вопрос создания единой с НАТО системы противоракетной обороны. Москва предлагала развернуть единую систему ПРО против несанкционированных пусков. Надо говорить откровенно, что несанкционированные пуски могут быть не только из стран, откуда исходит террористическая угроза. Техника может давать сбои, и таких сбоев, кстати, было очень много. О них, правда, очень мало писали и пишут. Тем не менее НАТО пошла по пути размещения элементов ПРО, что оказалось очень обидным для российского руководства.

Несмотря на охлаждение в отношениях, в интересах России вместе с натовцами бороться с терроризмом и распространением оружия массового поражения. В последнее время Иванов постоянно приглашает НАТО бороться с применением Вооруженных сил с наркотрафиком в Афганистане. Но понимания в этом вопросе нет. Идут ссылки на документы, по которым натовской группировке в Афганистане такая задача не ставится. Американцы честно говорят, что наркотрафик – проблема Европы, пусть европейцы ею и занимаются, а для США гораздо важнее колумбийские наркокартели.

"Y": РФ за год закупила своей армии восемь боевых ударных вертолетов. С таким финансированием мы идем в клуб супердержав? Должна ли стать оборонная сфера национальным проектом?

А.Ц.: Гипотетически я поддержал бы это. Но, зная в реальности состояние российского ВПК и то, как расходуются там деньги, я глубоко сомневаюсь. В Индии при одинаковом с нами в процентном отношении военном бюджете в 2004 г. приобретено 300 танков, в 2007 г. будет приобретено еще 360, а мы в лучшем случае получим 30 боевых машин за год. Мы закупаем в разы меньше. Как можно модернизировать армию, если снабжать ее в батальонном комплекте?

До того момента пока в России 18,5% военного бюджета будет уходить на модернизацию техники, мы будем наступать на старые грабли. В свое время за 12 лет мы ухлопали уйму денег, модернизировав 4000 танков Т-55 и Т-62. А, как известно, на модернизацию одного танка уходит 50-70% стоимости новой машины. Но это не значит, что Т-62 станет, как Т-90. Самое интересное, что модернизация проходит не на предприятиях, которые выпускают танки, а на ремонтных заводах военных округов и армий. Эта модернизация непрозрачна.

"Y": Какие отношения ждут Россию и НАТО?

А.Ц.: Нас ждет временная заморозка отношений с НАТО на нулевом уровне. Ее пик придется на полтора года, которые в России уйдут на подготовку к выборам президента. Но Альянсу крайне важно, чтобы Россия соглашалась поддерживать операцию в Афганистане, поскольку, если будет закрыт воздушный коридор и не будут обеспечены поставки французам и немцам с севера, которые идут через Россию, к весне ситуация в Афганистане может измениться в корне. Если осенью прошлого года НАТО стояла на грани потери контроля ситуации в Афганистане, то весной натовская группировка готовит мощную операцию. Если не будет достигнуто перелома, НАТО распишется в собственном бессилии. Тогда не исключено вооруженное столкновение между Афганистаном и Пакистаном. Это самое страшное, что может быть в этой ситуации. Для России исключительно важно поддержание деятельности НАТО на севере Афганистана. У нас нет других возможностей, чтобы кто-то воевал за российские интересы на южных рубежах СНГ.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей