Nokian Tyres представляет шины для "cеверного" лета

О том, что позволяет развиваться шинным компаниям на российском рынке и что еще можно предложить автомобилистам, рассказал генеральный директор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов




Финская компания Nokian Tyres присутствует на шинном рынке России с середины прошлого века. За это время она стала лидирующей компанией на премиальном шинном рынке РФ: по итогам 2006 г. доля Nokian Tyres в этом сегменте составила 27,4%.

На традиционном для компании рынке зимних премиальных шин этот показатель еще выше - более 30%. О том, что позволяет развиваться шинным компаниям на российском рынке и что еще можно предложить автомобилистам, в интервью "Yтру" рассказал генеральный директор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов.

"Yтро": Прошедший год был достаточно насыщенным как для рынка в целом, так и для вашей компании. Расскажите, каких результатов удалось достичь по итогам 2006 г. и какую динамику развития вы заложили на 2007 год?

Андрей Пантюхов: Рост основных показателей компании в 2006 г. происходил, в основном, за счет положительной динамики спроса на шины класса "премиум", на которых специализируется Nokian Tyres. Чистые продажи всего концерна по итогам года увеличились на 21,8% - до €835,9 миллиона. По прогнозу головной компании, в 2007 г. объем продаж может достигнуть €1 миллиарда. Темпы роста продаж по России еще более впечатляющие, что связано, прежде всего, с активным ростом автомобильного парка страны. За 2006 г. продажи Nokian Tyres выросли на 78,6%. В значительной степени этот показатель был достигнут за счет продаж новых марок шин, предложенных нами российскому покупателю в 2006 году. Речь идет о зимних шинах для легковых машин Nokian Hakkahtllita 5 и Nokian Hakkahtllita Sport Utility 5 для внедорожников. Результаты продаж превзошли наши ожидания, и основная проблема, с которой мы сталкивались в прошлом году, состояла в том, чтобы удовлетворить высокий спрос на новые модели. В прошлом году мы разработали и этой весной представляем еще один новый продукт - летние шины Nokian Hakka. По ним мы также прогнозируем существенный объем продаж.

"Y": А вы не боитесь, что российский потребитель привык ассоциировать бренд Nokian исключительно с зимними шинами?

Андрей Пантюхов: Nokian Tyres традиционно является производителем шин, специализирующимся на создании шин специально для северных условий. В настоящее время, пожалуй, единственным на рынке. Раньше это касалось только зимних шин. Но теперь мы намерены предложить рынку и летние шины, созданные специально для стран со сложными климатическими условиями. Это концептуально новые шины. Если говорить о лете на большей части России и в северной части Европы, то оно существенно отличается от лета в Центральной или Южной Европе. У нас большое количество осадков, значительные температурные колебания в течение дня – например, ночью +2°С , днем +15°С , а на солнце температура может быть и более +20°С . Мы разработали летние шины, которые эффективно работают в таких требующих специального подхода климатических условиях. Новые шины - Nokian Hakka - можно безопасно эксплуатировать с ранней весны до поздней осени. Одновременно с запуском концептуально новых летних шин мы запускаем и новый бренд - Hakka. Это имя образовано от названия нашей флагманской модели в зимних шинах - Nokian Hakkapeliitta.

"Y": И на какой объем продаж по новой линейке "северных" летних шин вы рассчитываете?

Андрей Пантюхов: Предварительно сказать сложно, но уже сейчас, по итогам поставок оптовым покупателям, можно говорить о большом интересе к этим шинам. Рост продаж будет также поддерживаться специально разработанной программой "Расширенная гарантия". Ее концепция заключается в том, что если происходит непреднамеренное повреждение шины в процессе эксплуатации, например, порез или еще что-то, что на самом деле не редкость на наших дорогах, то компания Nokian Tyres осуществляет бесплатно или ремонт этой шины, если повреждение незначительно, или бесплатную замену шины Nokian Hakka на новую. Это вещь достаточно революционная. В таких масштабах подобных гарантий никто не предоставлял. Программа будет действовать на территории России и Северной Европы в течение одного года с момента покупки и распространяется на шины, купленные в течение текущего года. Для реализации "расширенной гарантии" на шины Nokian Hakka потребителю достаточно обратиться в один из авторизованных шинных центров, которые расположены по всей России. Авторизованные шинные центры - это шинные центры нашей собственной сети Vianor и другие партнерские шинные центры, где оказываются услуги шиномонтажа и ремонта шин.

"Y": Как построены продажи шин Nokian Tyres в России?

Андрей Пантюхов: Мы продаем шины через официальных дистрибьюторов и розничную сеть Vianor. В России сегодня действуют более 30 официальных дистрибьюторов Nokian Tyres. Из года в год мы постепенно расширяем дистрибьюторскую сеть в соответствии с ростом спроса в том или ином регионе.

"Y": Есть ли у Nokian Tyres планы по расширению розничной сети Vianor в России?

Андрей Пантюхов: Vianor - это сеть шинных центров компании Nokian Tyres. Сеть представлена в странах Скандинавии, Прибалтики, в России. В России сеть шинных центров развивается, в основном, на основе франчайзинга. Мы привлекаем партнеров работать под нашим форматом, нашим стандартом бизнеса. Партнеры с нашей помощью осуществляют ребрендинг своих магазинов либо строят новые шинные центры изначально под брендом Vianor. Первые франчайзинговые шинные центры Vianor в России были открыты в апреле 2005 года. На конец 2006 г. российская сеть насчитывала 70 шинных центров. Сейчас идет активное развитие. Мы планируем, что по итогам 2007 г. у нас в России будет 120 шинных центров-партнеров, расположенных по всей стране, включая Восточную Сибирь и Дальний Восток.

"Y": Рост спроса на шины требует увеличения и объемов производства. В феврале 2007 г. Nokian Tyres сообщила о планах по расширению завода во Всеволожске Ленинградской области. Как в настоящее время продвигаются работы и когда вы планируете выйти на плановую мощность?

Андрей Пантюхов: За 2006 г. на заводе во Всеволожске мы произвели, как и планировалось, чуть меньше 2 млн шин. Сейчас завершен монтаж третьей производственной линии, а во второй половине 2007 г. будет инсталлирована четвертая линия. Таким образом, на плановую мощность производства шин на заводе - 4 млн шин - мы выйдем к концу текущего года. В феврале этого года Совет директоров Nokian Tyres поддержал дальнейшее строительство производственных мощностей во Всеволожске. Уже сейчас начинается следующая, вторая, очередь строительства. Летом начнутся собственно строительные работы цеха, в котором постепенно разместятся шесть производственных линий. К 2011 г., благодаря этим изменениям, завод Nokian Tyres во Всеволожске будет производить 10 млн шин в год.

"Y": Продукция с завода будет поступать исключительно на российский рынок или какая-то часть будет перенаправляться на экспорт?

Андрей Пантюхов: Завод строился в России в первую очередь для того, чтобы удовлетворить спрос и поддержать развитие бизнеса компании на территории страны. Но в то же время завод встроен в общую систему производственного планирования концерна, поэтому Всеволожский завод с первых месяцев работы осуществляет поставки также на экспорт. По итогам 2006 г. примерно две трети шин, которые завод произвел, были поставлены в Россию, и примерно одна треть отправлялась за границу, включая страны СНГ и, в основном, страны Северной Европы - Финляндию, Швецию, Норвегию.

"Y":Какое место занимает Россия в общей структуре бизнеса Nokian Tyres. Насколько этот рынок интересен для вас?

Андрей Пантюхов: Россия является одним из приоритетных рынков для компании. Достаточно сказать, что по итогам 2006 г. впервые в истории концерна в России было продано больше шин, чем в Финляндии, Норвегии Швеции вместе взятых. Если прирост объема продаж в целом по концерну Nokian Tyres в 2006 г. составил 22%, то темпы роста в России еще более впечатляющие, а именно - 78,6%.При этом еще несколько лет назад на одну Финляндию приходилось больше продаж, чем на Россию. В дальнейшем мы ожидаем продолжения увеличения объемов продаж по России. Хороших результатов удалось добиться и на традиционном скандинавском рынке - рост продаж составил 7%, замечу - при сокращающемся объеме рынка. Компания, естественно, будет увеличивать долю РФ и СНГ в общем обороте концерна, так как на этих рынках активно продолжает расти сегмент премиальных шин. Сейчас в общем объеме продаж концерна Nokian Tyres доля России и стран СНГ она составляет 25% с учетом результатов розничной сети Vianor, на которую приходится примерно треть продаж по концерну в целом. Если розничную сеть исключить из расчета, то получится, что доля России и СНГ составляет более 30%.

"Y": Как вы в целом оцениваете состояние и перспективы развития шинного рынка России?

Андрей Пантюхов: Российский рынок шин развивается очень динамично. Его объем ежегодно увеличивается на 8 - 10%. При этом происходят очень быстрые структурные изменения. Например, ускоренными темпами, около 15 - 20% в год, растет премиальный сегмент, следуя за динамикой на рынке автомобилей. Напомню, что в прошлом году продажи иномарок впервые превысили количество продаж отечественных автомобилей. Такая тенденция сохранится и в 2007 году. Это видно по первым месяцам этого года, когда продажи иномарок продолжают расти такими же темпами, как и за аналогичный период 2006 года. Таким образом, мы прогнозируем, что сегменты шин A и B рынка будут развиваться быстрыми темпами и увеличивать свою долю за счет стагнирующего и даже снижающегося сегмента C, то есть сегмента недорогих шин российского, украинского, белорусского производства.

"Y": Многие крупные игроки шинного рынка уже заявили о повышении цен на свою продукцию. Насколько рост цен оправдан и станет ли он тенденцией?

Андрей Пантюхов: Общее повышение цен на рынке обусловлено тем, что 2006 г. прошел под знаком повышения цен на сырье. Поскольку многие виды сырья, используемые в производстве шин так или иначе связаны с ценами на нефть, в частности, производство синтетического каучука, то стоимость производства росла вслед за нефтью. Большинство производителей шин вынуждены были на это реагировать повышением цен. Дальнейший рост цен на шины возможен и будет зависеть от развития цен на сырьевом рынке.

Выбор читателей