Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Напомним, что российскую сторону, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации ГТС, практически исключили из обсуждения вопроса. Впрочем, возмущение Москвы вызвал не только сам факт игнорирования, но и итоговый текст декларации. В заявлении МИД РФ по этому поводу, к примеру, говорится, что ряд положений этого документа противоречат договоренностям России и Киева и могут привести к подорожанию тарифов на газ как для украинских, так и для российских потребителей. "Очевидно, что модернизация транзитной системы требует вовлечения всех сторон, участвующих в транзите газа: поставщиков, транзитеров и потребителей. Именно из такого понимания исходила российская сторона, принимая приглашение участвовать в указанной конференции. Как следует из декларации, участие России в этих усилиях не входило в планы ЕС", - заявил официальный представитель МИД Андрей Нестеренко.
Он также указал, что, во-первых, такие действия Евросоюза трудно расценить как стремление к укреплению сотрудничества, а во-вторых, принятая декларация не учитывает договоренности между Россией и Украиной о создании Международного консорциума по развитию и управлению газотранспортной системы Украины. Мало того, украинская ГТС технологически взаимосвязана с аналогичной системой с РФ, а значит, несогласованные с российской стороной действия по ее модернизации приведут к росту технологических рисков для нашей страны.
В свою очередь, Владимир Путин, комментируя брюссельскую декларацию, высказался проще: "Мне кажется, что документ, о котором мы сейчас говорим, является как минимум непродуманным и непрофессиональным". Он указал, что обсуждать вопросы увеличения транзита газа через Украину без основного поставщика, то есть России, попросту несерьезно.
С другой стороны, премьер нашел в происходящем и позитивные моменты. Одним из них он назвал тот факт, что Евросоюз все больше задумывается о вопросах безопасности транспортировки газа через Украину: "Считаю, что это то, что мы вполне могли бы поддержать. Вместе с тем есть вопросы, которые остаются открытыми. В частности, в декларации есть упоминание о том, что нормальное функционирование ГТС является залогом политической стабильности на Украине и в странах ЕС", - сказал Путин. Вместе с тем он указал, что излишне политизировать газовые вопросы не стоит. Это, по его словам, "явный перебор".
Премьер-министр также напомнил журналистам, что Еврокомиссия отказалась объединить усилия с Россией, чтобы выделить средства серьезно пострадавшей от кризиса Украине. "Значит ли это, что кто-то хочет воспользоваться кризисными явлениями в экономике, чтобы отобрать у Украины ее ГТС? Если это так, то это плохой способ решения проблем", - подчеркнул Путин.
Глава правительства не преминул предложить свой вариант решения этих проблем. Он призывает вернуться к идее создания вышеупомянутого международного консорциума, который будет арендовать ГТС Украины. Премьер напомнил, что несколько лет назад Россия, Украина и Германия подписали трехстороннюю декларацию о создании такого аппарата: "Это было неплохое предложение, и считаю, к этому можно было бы вернуться".
Возвращаясь к предшествовавшим выступлению Владимира Путина событиям, напомним, что ситуация начала обостряться еще в Брюсселе, когда делегация России на международной инвестиционной конференции по модернизации газотранспортной системы Украины покинула мероприятие сразу после объявления церемонии подписания совместной итоговой декларации. Как сообщил зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев, дальнейший ход конференции нашей делегации не интересен: "Нам не интересно то, что будет дальше. И так все ясно... Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки".
Между тем, как предположил министр энергетики РФ Сергей Шматко, итоги брюссельской конференции едва ли будут интересны и самой Украине. Члены украинской делегации сказали, что их страна строит планы с банками и у них есть интерес предоставлять кредитные средства. А выгода России состоит в том, чтобы украинская ГТС была модернизирована и работала без сбоев длительное время.
Согласно совместной декларации по итогам конференции, которую подписали Украина, Европейская комиссия, президенты Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и Всемирного банка, украинская сторона взяла на себя обязательства по созданию прозрачного газового рынка.
Правительство страны обязалось обеспечить независимость оператора по транзиту газа, прозрачность и открытость для инвесторов в плане модернизации ГТС и предоставить равный доступ к соответствующей финансовой и технической информации, а также обеспечить контроль над полученными на модернизацию системы средствами.
Кроме того, украинский Кабмин даст возможность операторам по транзиту газа работать на коммерческой основе для выполнения своего бизнес-плана в долгосрочной перспективе. Украина также обещает гарантировать доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на прозрачных коммерческих условиях.
Премьер-министр Юлия Тимошенко уже заявила, что документ закрепляет принадлежность ГТС Украине. По ее словам, этот документ будет свидетельством доверия со стороны ЕС к украинской ГТС как надежной системе транзита газа потребителям в Европе.
"Это фактически прекращает какие-либо разговоры о ненадежности ГТС Украины. Заявление дает сигнал всем потенциальным инвесторам, которые хотят присоединиться к этому процессу (модернизации ГТС), что этот процесс поддерживается Европой, Украиной и также, уверена, поддерживается Российской Федерацией", - считает премьер.
Россия, в свою очередь, ситуацией недовольна. Так, Сергея Шматко проект итоговой декларации не порадовал: "Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации. Любая модернизация украинской ГТС без консультаций с Россией представляется неразумной".
Он высказал опасение, что при реализации двустороннего варианта могут возникнуть риски обеспечения поставок газа в связи с возможным пересмотром существующих договоров. По его словам, Россия настаивает на трехстороннем сотрудничестве при модернизации ГТС, которое должно предусматривать равноправное и взаимовыгодное партнерство, а также принятие решений на основе консенсуса. Москва, отмечает Шматко, предлагает ЕС и Украине заключить трехстороннее политическое соглашение. Он добавил, что высокопоставленные представители Еврокомиссии с этим предложением согласны. Валерий Голубев, в свою очередь, заявил, что сумма, необходимая для модернизации ГТС Украины, должна быть в десять раз больше той, которая обсуждалась в Брюсселе.
Вашингтон будет поражен