Супермаркеты готовы испустить дух

Ритейлеры в шоке: если в последние дни предновогодней распродажи не случится чуда, уже в начале 2010 года мы можем стать свидетелями громких банкротств известных сетей. А на чудеса надежда очень слабая




"Могло быть и хуже" – это, пожалуй, самое оптимистичное за последние дни высказывание на профессиональном форуме ритейлеров. Меньше недели до Нового года, а рост продаж наблюдается лишь у продуктовых сетей и в магазинах бытовой техники. Продавцы одежды и обуви в панике: российские женщины явно решили, что наступающий год не стоит обновок. Некоторые одежные сети в этом году не предлагают вечерних нарядов – нет спроса. Продавцы ювелирных украшений, похоже, и вовсе отчаялись: скидки в магазинах доходят до 80%, покупателем, заинтересовавшимся скромным колечком, готов заниматься старший менеджер, а любителям крупных бриллиантов дают возможность обратного выкупа – в сущности, предлагают им взять драгоценности на новогодний бал напрокат.

"Конечно, мы понимали, что трудный год не может закончиться весело, но все же ожидали улучшения к декабрю", – признается менеджер одной из сетей. "Рухнувшие надежды" – такова наиболее точная характеристика сегодняшнего состояния ритейла. Не оправдались, прежде всего, ожидания скорого окончания кризиса: судя по всему, правы были те аналитики, которые предрекали российской экономике два – три тяжелых года. Простые граждане как раз сейчас начали это понимать: по данным "Левада-центра", 20% россиян считают 2009 г. более тяжелым, чем 1998-й.

Удивительно ли, что в этих условиях покупатель стал скуп и осторожен? Изменение потребительских предпочтений заметили все без исключения ритейлеры. Теперь на покупку продуктов граждане тратят больше времени, хотя средний чек при этом уменьшился на 10% – 15%. Это значит, что покупатели стали более придирчиво сравнивать аналогичные товары, а также сократили покупку так называемых товаров импульсивного спроса – приятных мелочей вроде жевательных конфет, лежащих возле касс. Экономия касается и предновогодних покупок – на новогодний стол покупатель готов потратить столько же, сколько прежде тратил в будни. Исключение составляют шоколадные конфеты и шампанское – в этом году их продажи идут активнее прошлогодних. Правда, сметают с прилавков, в основном, экономсегмент, ритейлеры даже опасаются дефицита дешевого шампанского.

Покупатели бытовой техники перешли на дешевые гаджеты. Прежде перед Новым годом традиционно раскупались плазменные панели, ноутбуки и навороченные мобильники. Теперь в подарок предпочитают купить гарнитуру к сотовому телефону или мышку для ноутбука. Предыдущие годы ажиотаж поддерживался потребительскими кредитами, которые сегодня неохотно даются банками и неохотно берутся покупателями – кто сейчас уверен в завтрашнем заработке? В прошлом году, к тому же, дорогостоящую бытовую технику покупали в преддверии роста курса доллара. Сейчас рубль укрепляется, зарплаты не растут, а "потребительские понты", как выразился один из аналитиков, стремительно сходят на нет.

Пока у ритейлеров осталась последняя надежда: в этом году предновогодний рост продаж начался позже обычного, так как многие работодатели перенесли выплату зарплат на последние дни месяца. Однако уже ясно, что кардинально картина не изменится: российские покупатели больше не шопоголики. Результатом станет волна банкротств тех ритейлеров, которые либо активно кредитовались в период экспансии, либо зависят от платежеспособности среднего класса. Сами игроки рынка предрекают, что о первых жертвах станет известно уже в январе – феврале.

Положение усугубляет недавно принятый закон о торговле: писавшийся в период бурного роста экономики, сегодня он фактически останавливает рост сетей и делает неинтересным инвестиции в них – кому нужен стагнирующий актив? В результате российская торговля может вернуться к состоянию 1990-х гг.: ларьки и рынки вместо супермаркетов и гипермаркетов. И не факт, что товары при этом станут дешевле.

Выбор читателей