Авиакомпаниям-неудачникам составили отдельный рейтинг

Подводя итоги уходящего 2014 года, американский журнал Global Traveler опубликовал свой рейтинг авиакомпаний. Верхние строчки в нем заняли перевозчики, которым весь год не везло с другими, более известными и авторитетными топ-листами


ФОТО: CHROMORANGE /globallookpress.com



Регулярное участие в профессиональных рейтингах считается одной из важнейших составляющих имиджа любой уважающей себя компании. Нельзя представить себе лидера или просто авторитетного игрока любого рынка, не попадающего в экспертные обзоры и всевозможные "топы". Но рейтинг рейтингу рознь, и как уважающий себя режиссер, всю жизнь мечтающий об "Оскаре", с негодованием отвергнет какую-нибудь "Платиновую калошу", так и высокие места в сомнительных перечнях могут оказаться для компании скорее определенной потерей, чем плюсом к репутации.

Не так давно свои оценки качества работы крупнейших авиакомпаний мира представляли несколько авторитетных экспертных организаций - туристический сайт TripAdvisor и оргкомитет престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards, также в СМИ попали материалы закрытого профессионального рейтинга Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). При определенных и вполне предсказуемых различиях их верхние строчки выглядят более-менее похожими друг на друга. Однако набор лучших авиаперевозчиков в только что вышедшем рейтинге Global Traveler оказался практически диаметрально противоположным этим лидерам мирового общественного мнения. Возникает даже предположение, что составители рейтинга специально старались сделать его максимально непохожим на другие.

Например, по мнению экспертов американского журнала, лучшей в Европе авиакомпанией является португальская TAP Portugal. В списке перевозчиков от SkyTrax эта компания не попала даже в первую десятку. В то же время лучшая в Европе по оценке жюри этой международной премии Turkish Airlines точно так же отсутствует в первой десятке списка Global Traveler.

И такая ситуация не случайна, а, скорее, является закономерностью. Абсолютному победителю восточноевропейского рейтинга Global Traveler - польской LOT Polish Airlines - в аналогичном топе международной премии SkyTrax досталась лишь восьмая строка.

Эксперты не видят в такой ситуации ничего удивительного, напоминая, что подобные исследования нередко грешат определенной субъективностью. "Дело в том, что рейтинги имеют определенные критерии. И если международная ассоциация IATA дает оценку по своим, профессиональным характеристикам, то журналы обычно основываются на опросах, и тогда возникают вопросы: где и среди кого они проводят этот опрос, насколько репрезентативна полученная выборка и по каким вообще параметрам идет оценка? Все зависит от критериев оценки, поэтому и результаты этих рейтингов могут быть совершенно противоположными", - пояснил главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров.

Пожалуй, самым ярким примером такого несовпадения результатов стала авиакомпания Alitalia. Согласно профессиональному рейтингу IATA, она предоставляет самое плохое в Европе питание на борту. А Global Traveler отдает итальянцам мировое первенство в этой категории. Как стала возможной такая ситуация?

"Дело в том, что в настоящее время у авиакомпаний есть два подхода к бортпитанию. Первый - когда на одних рейсах подают одно питание, на других - другое. Например, на международных рейсах пассажиров угощают черной икрой, а на внутренних - по остаточному принципу. Такая ситуация присутствует у ряда крупных авиакомпаний: они на топовых маршрутах, к примеру, между столицами государств, кормят соответствующим образом, а если вы летите где-то внутри страны, то могут и замороженным круассаном угостить.

Второй подход сейчас практикует наш "Аэрофлот", это требование альянса SkyTeam. У них стандарт питания на всех рейсах одинаков - что при полете в Париж, что в Хабаровск. Абсолютно одинаковое питание, одинаковый сервис, одинаково новые самолеты. Они позиционируют себя как премиум-класс, и поддерживают этот стандарт, куда бы ни полетели. Могу предположить, что у Alitalia именно с этим и связаны расхождения в рейтингах", - рассказал Роман Гусаров.

Эксперт также пояснил, как он сам определяет, какому рейтингу верить и какой компанией летать. "Если авиакомпания стабильно находится в верхних позициях разных рейтингов, значит, у нее все нормально", - заверил он.

Как и в любой другой, в авиационной отрасли давно уже сформировались свои лидеры и свои аутсайдеры. Неслучайно для сравнения с новым рейтингом использовались данные премии SkyTrax, мнению жюри которой привыкли доверять миллионы пассажиров, которая вполне соответствует "Оскару" у кинематографистов. Вполне возможно, из окон американской редакции журнала Global Traveler мир выглядит немного по-иному, но пока что представленный ею годовой рейтинг-2014 больше всего напоминает утешительный приз, вручаемый тем, кому не повезло в других местах. И стоит ли радоваться его победителям - большой вопрос.

Выбор читателей