Госкомпании играют втемную

Раздающиеся со всех сторон требования сократить расходы уже набили оскомину, но идет этот процесс как-то неспешно. А творчество чиновников позволяет и вовсе повернуть его вспять

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом опубликовало на своем сайте методические указания, в соответствии с которыми госкомпании должны ежегодно сокращать операционные расходы не менее чем на 2%. На раздутые расходы на содержание штата и на невинные шалости вроде закупки сверхдорогих автомобилей, а также на необходимость борьбы с таким положением вещей указывали неоднократно. И вот, наконец, стали известны конкретные параметры этой борьбы.

Руководители ВТБ
 и "Газпрома" Андрей Костин и Алексей Миллер  Фото: Артем Коротаев/ ТАСС

Конечно, Росимущество, глава которого Ольга Дергунова ходит под ежедневной угрозой увольнения, куда менее влиятельно, чем, например, Костин (ВТБ) или Миллер ("Газпром"). Так что эти цифры явно продиктованы самими госкомпаниями: вроде бы и сокращение, но вегетарианское, по живому не режем. Согласитесь, взять и одним махом отрезать все ненужные траты, было бы слишком болезненно для этих людей, да и просто обидно, ведь толпы родственников и хороших знакомых, сидящих на высокооплачиваемых и не очень-то нужных должностях в госкомпаниях, некуда девать.

При таком раскладе можно ожидать, что и спустя десять лет в России сотрудники госкомпаний все еще будут значительно более обеспеченными и счастливыми людьми, чем подавляющее большинство жителей нашей страны. Порадуемся за них.

В декабре 2014 г. президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил выплачивать премии руководству госкомпаний на основе ключевых показателей эффективности, а операционные расходы ежегодно сокращать на 2 - 3%. Как известно, подход к таким поручениям у наших госкомпаний творческий: показать снижение, но при этом увеличить вожделенные расходы в другом месте. К примеру, снизили бонусы, но увеличили объемы работ на аутсорсинге, а подрядчиков взяли "своих", как это происходит на большинстве государственных тендеров.

Методические указания Росимущества в этом смысле являются довольно слабой попыткой проконтролировать все затраты комплексно, не вдаваясь в подробности внутренней кухни корпораций. Куда как логичнее было бы провести детальные внешние и независимые аудиты деятельности каждой из них… Но нет, безопаснее никого не трогать и в очередной раз пустить все на самотек, не сильно ограничивая аппетиты государственных мужей, жен и прочих членов семей.

При этом Росимущество предлагает сравнивать соотношение расходов и выручки: это якобы позволит учитывать качественное изменение расходов. Но давайте вдумаемся. Получается, если госкомпания "Роснефть", финансовые показатели которой сейчас по понятным причинам не так хороши, как еще пару лет назад, вдруг увеличивает выручку в следующем году благодаря никак не зависящему от нее росту цен на нефть, то и расходы эта компания сможет увеличить, сократив лишь их процент относительно выручки.

Что-то не сходится в новых методических указаниях ведомства Ольги Дергуновой, на экономию это никак не похоже. И тут невольно возникает вопрос: быть может, так все и было задумано...

Государство, поощряя высокие (и постоянно растущие) зарплаты в госкомпаниях, своими руками способствовало тому, чтобы доходы работников увеличивались опережающими в сравнении с ростом производительности труда темпами. Надувание этого "зарплатного пузыря" привело к тому, что эффективность деятельности госкомпаний в пересчете на отдельного сотрудника неуклонно снижалась.

Любое предприятие сталкивается в своей деятельности с ростом операционных расходов, который в определенный момент становится неконтролируемым, если, конечно, не принимать соответствующих мер. В частном бизнесе интерес к расходам проявляют владельцы и кредиторы предприятия, тем или иным способом заставляя менеджмент задаваться этими вопросами. А в госкомпаниях до поры до времени в сокращении расходов не был заинтересован никто — ни собственник-государство (точнее, заменяющее его чиновничество), ни тем более менеджеры.

Однако нехватка денег в бюджете все же заставила обратить внимание не только на пособия для инвалидов, но и на расходы госкомпаний. И перед чиновниками встала задача - либо проводить скрупулезную, методичную аналитическую работу, выявляя неэффективные траты, либо, не мудрствуя, просто выдать указание - сократить совокупные операционные расходы, за счет любых статей, на выбор. Стоит ли удивляться тому, что исполнители задачи выбрали самый легкий путь.

В результате нынешнее декларируемое снижение расходов представляет собой арифметические игры, не имеющие ничего общего с повышением эффективности работы, с увеличением отдачи от каждого сотрудника и от предприятия в целом.

Далее читайте на "Русской планете".

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей