"Исламисты" не поработят мир никогда

Броуновское движение группировок не прекращается - на смену "Аль-Каиде" и ИГИЛ* придут новые структуры. За каждым радикальным исламским проектом стоит влиятельный внешний заказчик, преследующие свои цели

Неординарная история запрещенного в РФ "Исламского государства*" (ИГИЛ*) и события последних лет - как на Западе, так и на Ближнем Востоке - ставят перед наблюдателями закономерные вопросы, насколько реален апокалиптический сценарий слияния всех радикалов из числа так называемых "исламистов" в некую общую структуру и сможет ли подобный "синдикат" поработить мир. Эксперты-арабисты уверены: эти страхи совершенно беспочвенны, а реализация подобного сценария на практике невозможна в силу целого ряда причин.

Фото: Zuma/ Global Look

Вооруженные группировки под исламскими знаменами и лозунгами существовали всегда. До ИГИЛ была "Аль-Каида", которая в силу своей "устаревшей" структуры в последние годы уступила место более "совершенному", если так можно выразиться, и более адекватному политической конъюнктуре формированию - "Исламскому государству".

Сейчас ИГИЛ отыгрывает свою роль: не случайно в последнее время в рядах "Исламского государства" наблюдаются серьезный разброд и шатание (или, попросту говоря, разборки). "Руководство" "Исламского государства" даже вынуждено предпринимать ответные меры.

Согласно появившейся в арабских СМИ информации, имеется некая картотека, анкеты 22 тысяч членов ИГИЛ, причем на английском языке, содержащие всю информацию о членах ИГ*: место рождения, паспортные данные, страна проживания и так далее. Арабские наблюдатели видят в этом "почерк Саддама": ИГИЛ возглавляют офицеры и представители спецслужб, служившие у Саддама Хусейна, которые и действуют теми же методами.

Вбрасывая информацию о "досье" в публичное пространство в контексте разброда и шатаний в ИГ, они тем самым как бы намекают своим пока еще действующим "сотрудникам": "даже не вздумайте дезертировать, обратной дороги нет и будущего за пределами "халифата" у вас тоже нет".

О том, что ИГ никакой не "халифат", известно всему миру, кроме тех молодых пассионарных авантюристов, которые ринулись в ИГ в поисках "исламской справедливости", а попали в коммерческое предприятие не с лучшими условиями. Многие сейчас одумались: дезертирство в ИГ в последние два месяца заметно усилилось (в том числе и в результате решительных действий России). "Начальство", соответственно, недовольно. Так что, хотя когда-то становлению "Исламского государства" способствовала разношерстная компания различных держав и спецслужб, сейчас тиски начинают сжиматься.

Вообще, говоря о том, почему невозможно "порабощение мира" подобными структурами (не говоря уже об их слиянии), надо понимать: существующие боевые группировки всегда кем-то содержатся. "Они не самостоятельны, вооружены не своим оружием, ничего не производят, если не считать захвата вышек и продажи за бесценок нефти", - напомнил политолог, востоковед, глава ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухаммед Саляхетдинов.

Иными словами, все эти террористы - не более чем проекты, за которыми стоят мощные, влиятельные покровители и кукловоды. "Кукловоды могут быть абсолютно разными - не только американскими, но и израильскими, и "заливными" (то есть представляющими государства Персидского залива), - пояснил Саляхетдинов. - За очень многими мелкими группировками стоят определенные страны или спецслужбы, снабжающие их вооружением, средствами, благодаря которым эти группировки держатся на плаву и выполняют поставленные им задачи. Та или иная группировка усиливается в зависимости от поддержки со стороны внешних сил".

В этом контексте какое-то массовое братание "злодеев" с целью порабощения планеты невозможно технически и теоретически, поскольку все эти группировки "в той или иной степени находятся на коротком поводке у своих покровителей", отмечает эксперт. Некоторые такие группировки периодически исчезают (например, путем уничтожения большого числа боевиков), но на их месте усилиями заинтересованных сил и спецслужб тут же появляются новые "проекты", в которые "трудоустраиваются" боевики из предыдущего. "Такое вот хаотическое броуновское движение, но все группировки живут, в первую очередь, за счет внешней поддержки", - пояснил аналитик.

Даже "Аль-Каида" сама по себе, как нечто целое, уже не функционирует и фактически прекратила существование, постепенно рассосавшись, - кто-то ушел в ИГИЛ, кто-то в другие структуры, например, в сирийскую "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ), которую США недавно назвали врагом даже более опасным, чем ИГ.

По этой логике радикалы кажутся вполне безобидными: кураторы всегда сильнее своих проектов и просто не допустят слияния. Но возникает другой вопрос: а может ли в исламской среде возникнуть нечто спонтанное, мощное, автономное и никому не подконтрольное? Такой же ИГИЛ, но созданный не кем-то в собственных утилитарных целях, а рожденный "снизу", "на радость себе и людям"? 

Чтобы нечто подобное возникло, все равно нужна серьезная подпитка, считает собеседник "Утра". Тем более если речь идет о некоей гипотетически серьезной структуре, за ней обязательно должна стоять какая-то крупная держава, способная обеспечить такое "детище" крупными финансами и вооружением.

Даже если допустить, что такой спонсор нашелся бы со стороны заливных государств, между странами Персидского залива тоже идет серьезная конкуренция. "В той же Сирии есть группировки, подчиненные Катару, а есть конкуренты, спонсируемые Саудовской Аравией. Они находятся в состоянии конфронтации, у них разные кормушки, они враждуют, хотя, казалось бы, их спонсоры - Катар и Саудовская Аравия", - отметил Саляхетдинов.

Так что в этом "бизнесе" царит прочно устоявшаяся система сдерживаний и противовесов, которая никогда не позволит "исламистам" вырваться из-под контроля "кураторов". "Это невозможно. Кроме того, в этом участвует очень много стран, у каждой свои интересы, и она все равно создает свою группировку. Поэтому создать нечто единое нереально", - отметил эксперт.

При этом он призывает отделять зерна от плевел. "Все мы понимаем, что террористы - это никакой не ислам, а грязная политика, борьба за ресурсы, за влияние в регионе. В первую очередь, в этих процессах задействованы крупные игроки, заинтересованные в региональном влиянии, для чего и ведутся все эти игры. Религиозная компонента тут полностью отсутствует. Религиозностью лишь прикрываются", - пояснил аналитик.

Попутно он напомнил: все известные исламские богословы однозначно выступают против терроризма, в частности, под исламскими знаменами. "В ИГ нет ни одного именитого богослова-ученого - все они категорически против ИГИЛ, его политики. Все отрицают, что ИГ может иметь какое-то отношение к Халифату. Но мировые СМИ, к сожалению, такое осуждение практически не замечают, это не так интересно, как писать про "исламский терроризм". Любые СМИ гонятся за жареным, а кровь всегда относилась к этой категории", - напомнил он.

В то же время деятельность исламских радикалов всегда бьет прежде всего по реальному исламу и мусульманам. "От боевиков и терроризма сегодня, в первую очередь, страдают именно они. Любой взрыв в Париже вызывает самый большой страх у обычных мусульман, которые знают: после любого теракта начинаются рост исламофобии, репрессии и косые взгляды, под которые попадают невинные люди. Чем больше взрывов, тем дискомфортнее себя чувствуют мусульмане по всему миру. Потому подобные явления - не в интересах уммы", - констатировал аналитик.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей