Тель-Авив вцепился в Голаны

Израиль намерен воспользоваться ослаблением власти в измученной войной Сирии и разрешить в свою пользу конфликт, который тлеет между этими странами уже почти полвека. А пока Тель-Авив ищет поддержки за рубежом

Очередное  обострение конфликта вокруг Голанских высот обусловлено стремлением Израиля воспользоваться нынешним положением дел в Сирии. При этом, по мнению аналитиков, исход этого противостояния предсказать крайне сложно – по крайней мере, до разрешения сирийского кризиса.Фото: Global Look Press via ZUMA Press

В последнее время Израиль начал активно подчеркивать свое право на спорные Голанские высоты, что вызвало возмущение Лиги Арабских государств и Сирии. 17 апреля израильский премьер Биньямин Нетаньяху впервые в истории провел заседание правительства на Голанских высотах и заявил, что никогда не откажется от территории, отбитой у Сирии почти полвека назад, призвав международное сообщество признать этот факт.

Резонансное обращение повлекло дискуссию в прессе и среди политиков. В частности, пресс-секретарь Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что Голанские высоты Израилю не принадлежат. США, которые Израиль считает своим союзником, настаивают на решении территориального спора посредством переговоров, однако очевидно, что до окончания войны в Сирии таковые крайне маловероятны.

Пресс-секретарь МИД Германии Мартин Шефер, в свою очередь, напомнил: "Ни у одного государства нет права аннексировать территорию другого государства, как это произошло в данном случае, — это основополагающий принцип международного права и Хартии ООН".

Сирийцы отреагировали на заявления израильской стороны еще более эмоционально: замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад пригрозил войной, в которой призвал принять участие всю арабскую нацию. "Мы готовы на все, чтобы вернуть родине Голанские высоты. Победив в войне с терроризмом, мы можем начать другую войну — против Израиля", - подчеркнул он.

Заявления Израиля вызвали глубокую обеспокоенность и СБ ООН, который назвал действия Израиля на Голанах незаконными. Как заявил по итогам экстренного совещания в Совете Безопасности ООН председательствующий в СБ в апреле китайский дипломат Лю Цзеи, статус сирийских Голанских высот остается неизменным, а решения израильских властей об установлении на этой территории своих законов и администрации лишены юридической силы.

Дипломат напомнил о принятой Совбезом в 1981 году резолюции 497, согласно которой "незаконное решение израильских властей навязать свои законы, юрисдикцию и администрацию на оккупированных сирийских Голанских высотах не имеет юридической силы", призвал Израиль и Сирию строго придерживаться подписанного в 1974 году соглашения о разъединении войск, а также подчеркнул необходимость проведения "переговоров по достижению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке", передает ТАСС.

Постпред Израиля при ООН Данни Данон тут же заявил о том, что проведение экстренной встречи по ситуации на Голанах свидетельствует о "полном игнорировании реальности на Ближнем Востоке". По его словам, "в то время как тысячи людей убивают в Сирии и миллионы становятся беженцами, Совет Безопасности предпочел сосредоточиться на Израиле - единственной демократической стране на Ближнем Востоке", а "заинтересованные стороны пытаются использовать Совет для несправедливой критики в отношении Израиля".

Как сообщали СМИ, в попытках удержать Голанские высоты израильское руководство возлагало определенные надежды на недавние переговоры с президентом России Владимиром Путиным, ожидая, что последний поможет в разрешении территориальных споров с Сирией. Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что позиция Москвы по Голанским высотам не изменилась и остается в русле резолюций Совбеза ООН.

Ввиду своего географического положения Голаны стали важным фактором безопасности как для Израиля, так и для Сирии. В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль оккупировал, а в 1981 году в одностороннем порядке аннексировал эту сирийскую территорию, имеющую важное стратегическое значение для Сирии – с Голанских высот очень легко бомбить сирийскую столицу, находящуюся на возвышенности напротив.

Естественно, Израиль дорожит этой стратегически важной позицией, открывающей Дамаск как на ладони, и категорически не намерен ее возвращать - особенно сейчас, когда ослабленная Сирия находится в пучине гражданской войны.

Сирия, со своей стороны, всегда требовала возврата этих территорий с момента оккупации 1967 года, однако перспективы этого затяжного противостояния зависят от баланса сил. Если рано или поздно Дамаск справится со своими внутренними проблемами и окрепнет, она попытается вернуть Голанские высоты себе, но вопрос в том, когда это произойдет? Вряд ли сегодня кто-то возьмет на себя смелость однозначно предсказывать возможный финал нынешнего сирийского конфликта: открытыми остаются вопросы о том, не развалится ли сама Сирия как государство и во что она трансформируется постфактум.

Все это, безусловно, вселяет в Нетаньяху определенный оптимизм: он понимает, что сейчас Сирия просто не в состоянии дать ему достойный ответ по этому сложному историческому вопросу, а потому и позволяет себе громкие заявления, целью которых является, скорее, деморализация противника. 

Выбор читателей