Гаагу отправили в пожизненный бан

Россия не станет ратифицировать устав Международного уголовного суда, который приравнял присоединение Крыма к военному конфликту. Глобально ничего не изменится: мы и так были вне юрисдикции этого ангажированного и неэффективного органа

Россия не собирается сотрудничать с Международным уголовным судом (МУС) в Гааге и признавать его решения. Как пояснили в Кремле, такое решение соответствует "национальным интересам" нашей страны. По словам экспертов, международное правосудие дискредитировало себя своей ангажированностью и неэффективностью, а потому у нашей страны не оставалось другого выхода, как выразить судебному органу недоверие. Между тем с юридической точки зрения для РФ ничего не изменится: мы и так находились вне юрисдикции Гааги.

Заседание МУС в Гааге. Фото: Patrick van Katwijk/ dpa/ Global Look 

Президент России Владимир Путин в среду, 16 ноября, подписал распоряжение об отказе нашей страны становиться участником Римского статута - документа, на основании которого работает МУС. В распоряжении указывается, что уведомление о намерении России должно быть направлено генсеку ООН. Инициатором такого шага выступило Министерство юстиции РФ. Предложение было согласовано с МИД, Верховным судом и другими ведомствами.

Президентский указ был подписан на следующий день после публикации отчета, подготовленного прокурором МУС Фату Бенсуда. В нем она заявила, что присоединение Крыма к России в 2014 г. было не чем иным, как вооруженным конфликтом между РФ и Украиной. В ходе тех событий, по мнению обвинителя, "Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины".

Такая трактовка событий вызвала неприятие у официальных лиц. По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, позиция МУС "противоречит реальности, противоречит той позиции, которую заявили на референдуме граждане Крыма, когда они принимали решение о вхождении в состав России". Поэтому, отказываясь от сотрудничества с Гаагским судом, наша страна "руководствовалась именно национальными интересами", добавил представитель Кремля.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая назвала решение Владимира Путина "единственно возможным". "Квалифицировать референдум как военный конфликт - означает приговорить демократию и международное право", - отметила депутат. По ее словам, "нежелание жителей Крыма быть жертвами насилия украинской власти фактически было поставлено в вину", что в уголовном праве можно сравнить "разве что с ситуацией обвинения потенциальной жертвы, скрывшейся от убийцы".

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил о готовности оспорить "весьма спорный, крайне политизированный и не соответствующий фактическому положению дел" отчет прокурора: там, помимо однобокости трактовок, хватает логических и фактических ошибок. В Министерстве иностранных дел РФ указали на ангажированность суда, который "не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия". А председатель международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий обратил внимание на неэффективность МУС: за 14 лет работы орган "освоил" $1 млрд, но при этом вынес всего четыре вердикта.

Отказ от присоединения к Римскому статуту означает, что граждане нашей страны по-прежнему будут неподсудны МУС. Действие суда, который начал работу в 2002 г., распространяется лишь на те государства, чьи парламенты ратифицировали судебный устав. Этот документ разрабатывался при участии Москвы. Россия одной из первых подписала его в 2000 г., но до ратификации дело так и не дошло.

Ранее мы помогали суду различными материалами, а также выступали в качестве наблюдателя. Этим сотрудничество и ограничивалось. Таким образом, президентское решение по поводу МУС не будет иметь для России никаких особенных последствий. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что отказ от Римского статута - "это больше политический шаг". О формальном характере решения говорил и Дмитрий Песков.

В то же время россияне теоретически могут попасть в гаагские сети. Это произойдет, если суд признает их виновными в геноциде, агрессии, преступлениях против человечности или военных преступлениях, совершенных на территории стран, ратифицировавших Римский статут или установивших особые отношения с МУС. В этом случае суд может выдать международный ордер на арест, и, если осужденный будет задержан в стране - участнице статута, его отправят за решетку. В любом случае для страны вынесение решения против ее граждан - имиджевая потеря.

Впрочем, у самого МУС также имеются весьма серьезные проблемы с репутацией. Римский статут подписали и ратифицировали только 124 страны. Вне юрисдикции этого органа, например, находятся Соединенные Штаты, а также половина стран Азии и Африки. Американский Конгресс даже принял специальный закон, запрещающий своим гражданам и организациям предоставлять какую-либо информацию суду или сотрудничать с ним в другой форме. Отношение к суду со стороны США и России ставит под сомнение его авторитетность при вынесении решений по важным международным делам.

Выбор читателей