Моряки РФ ждут выкупа

Трое членов экипажа грузового судна Saronic Breeze, попавших в плен к пиратам, оказались нашими соотечественниками. Чтобы сохранить им жизнь, придется потрудиться переговорщикам

Захваченные пиратами трое российских моряков с грузового судна Saronic Breeze, по всей вероятности, находятся сейчас на территории Нигерии, пишет "Газета.Ru" со ссылкой на свой источник в дипломатическом корпусе, который располагает более детальной информацией о ситуации. Корабль-рефрижератор 24 ноября взял курс из порта Котону в Бенине на один из портов в Гане, на его борту был экипаж из 20 человек - 18 россиян и двое украинцев. Во время перехода судно подверглось нападению пиратов.

Фото: GEORGE ESIRI/ EPA/ ТАСС

Моряки все же успели подать сигнал SOS и связаться с владельцем - панамской компанией Star Sea Shipping S.A.Но нападавшие вскоре взяли судно под контроль и отключили навигационные приборы и связь. Инцидент произошел в территориальных водах Нигерии. 29 ноября пираты покинули корабль, но взяли с собой заложников - увезли в неизвестном направлении троих моряков-россиян: капитана судна, второго механика и кока. Сейчас ни об их судьбе, ни о месионахождении никакой информации нет.

А судно с оставшимся экипажем вернулось назад в бенинский порти сейчас стоит в Котоне. Российское посольство в Бенине через Минобороны страны и службу портовой жандармерии пытается выяснить где они, что с ними, и как им помочь.

Прилагает усилия для освобождения своих сотрудников и судовладелец, сообщили "Газете.Ru" директор украинско-греческой компании "Центр подготовки моряков", которая нанимала экипаж для рефрижератора. Есть еще одна деталь, которой поделились в крюинговой компании – не исключено, что похищенные члены экипажа - крымчане.  По крайней мере, ранее "Центр подготовки моряков" ранее в основном занимался трудоустройством жителей полуострова.

Как выяснилось ,  хотя  судно Saronic Breeze и ходит под флагом Панамы, его конечный владелец - греческая фирма Laskaridis Shipping Ltd. Крюинговая компания "Центр подготовки моряков", которая нанимает для нее экипажи из украинцев и россиян в  объявлении о вакансиях пишет, что сейчас у Laskaridis двадцать семь новых балкеров. Но новые, не новые, а суда этой компании уже не раз попадали в сводки происшествий – они работают на пиратоопасных направлениях, и его суда в 2013 дважды подвергались гнападению в Гвинейском заливе, а в ходе одного из них был убит моряк из Севастополя.

В 2015 году на рефрижераторе Frio Athens произошла другая история, которая нисколько не красит Laskaridis Shipping - по данным Российского профсоюза моряков (РПСМ), компания попросту бросила моряка, получившего тяжелейшую травму, в Уругвае и практически без денег – работодатель отказался выплатить ему компенсацию по потере трудоспособности. Тогда тоже не повезло севастопольцу, которому пришлось самому найти деньги на лечение, а домой в Россию он вернулся только после обращения к консулу. Он собрал все документы – медицинские и финансовые и обратился в "Центр подготовки моряков", через который устраивался на работу, но ни там, ни у судовладельца никаких денег он истребовать не смог, то есть как теперь принято говорить, его попросту "кинули", хотя по трудовому договору он должен был получить хотя бы базовый оклад.

Как говорят в Российскогм профсоюзе моряков, Laskaridis Shipping Co. Ltd не слишкоом щепетильна, у них ниже и зарплата, и "компенсации в связи с несчастными случаями и пиратами ниже в несколько раз".

Вероятнее всего, похищенных россиян попытаются выкупить. Обычно для таких переговоров привлекаются фирмы-посредники, базирующиеся в Лондоне

Между тем источник, знакомый с ситуацией, объяснил "Газете.Ru", что освобождение россиян будет осуществлено не с помощью силовой операции, а с помощью выкупа. Для этого, скорее всего, будут задействованы фирмы-посредники. "Базируются эти фирмы в Лондоне, и их задача заключается в том, чтобы максимально снизить цену выкупа, сделать так, чтобы заложники не пострадали". Начав свой бизнес еще во время расцвета сомалийского пиратства.

Главный редактор журнала "Морской бюллетень" Михаил Войтенко, который с момента нападения на Saronic Breeze внимательно отслеживал происходящее с ним, подтвердил, что все трое российских моряков с Saronic Breeze находятся в Нигерии в руках "обычных бандитов", которым нужны деньги, и сейчас идут переговоры об их выкупе. И это, по его словам, хорошо, поскольку увеличивает шансы наших соотечественников остаться в живых. И государству лучше, по мнению редактора "Морского бюллетеня", в это дело не вмешиваться. Не стоит свеч и спецоперация – она приведет к тому, что погибнут все, и пираты, и заложники.   

По словам специалистов, практика ведения бизнеса в сфере морских грузоперевозок сложилась таким образом, что предотвратить нападения морских разбойников в разных точках мира не представляется возможным. Вот если бы частным фирмам (но только не нигерийским) разрешили сопровождать в качестве охранников суда в Гвинейском заливе, те, может, и смогли бы со временем покончить с пиратством. Но принятие такого решения блокируют как раз государства залива – они сами за большие деньги предлагают гражданским судам вооруженную охрану. Так что на пиратстве зарабатывают и сами разбойники, и официальные власти.

А судовладельцы, наперечет зная все обжитые пиратами районы, закладывают в стоимость своих услуг риски на возможный выкуп моряков, а то и судов.

Выбор читателей