Китай полетел на водороде

Инженеры из Поднебесной подняли в воздух самолет, работающий от экологичных топливных элементов. КНР стала третьей страной в мире, освоившей эту технологию, но настоящими пионерами водородных полетов были советские ученые

В Китае успешно прошли испытания самолета с электрическим двигателем, работающим на водородных топливных элементах. Как сообщает местная пресса, первый полет этой машины состоялся на днях в городе Шэньян (провинция Ляонин).

Самолеты RX1E. Фото: Li Gang/ Global look

Тестовый полет небольшого одноместного самолета прошел на высоте 320 метров. По мнению наблюдателей, воздушное судно продемонстрировало "прекрасные характеристики и стабильную работу всех систем" даже при отрицательных температурах, достигающих минус 20 градусов по Цельсию. Разработчики особо подчеркивают, что во время полета самолет не производил никаких вредных выбросов в атмосферу.

В работе над самолетом на водородном двигателе принимали участие Даляньское бюро химических исследований при Академии наук Китая и Ляонинский авиационный научно-исследовательский институт. В основу модели легли самолет местного производства RX1E на электрической тяге, а также разработанный китайскими учеными электродвигатель на водородных элементах мощностью до 20 киловатт. Во время взлета и набора высоты дополнительную тягу двигателю обеспечивают аккумуляторы, которые затем подзаряжаются от водородного топливного элемента.

С появлением этого самолета Китай стал третьей страной в мире после США и Германии, которая обладает подобными технологиями. В апреле 2008 г. американская корпорация Boeing провела первый запуск двухместного самолета Dimona на водородном двигателе мощностью 20 киловатт. В сентябре прошлого года в аэропорту Штутгарта был произведен первый запуск самолета HY4, созданного специалистами немецкой самолетостроительной корпорации Pipistrel, компании Hydrogenics, университета Ульма и аэрокосмического центра Института инженерной аэродинамики.

Однако подлинными первопроходцами в сфере водородных полетов стали советские инженеры. В начале 1980-х гг. в конструкторском бюро Кузнецова в Куйбышеве были разработаны водородные авиационные двигатели, предназначенные для пассажирских самолетов Туполева. Они прошли стендовые и летные испытания на бортах Ту-155. Прекращение финансирования разработок на рубеже 1980-1990-х гг. не позволило довести водородные двигатели до широкого применения. По некоторым сведениям, к настоящему времени законсервированные работоспособные авиационные "движки" по-прежнему лежат на складах кузнецовского КБ.

По мнению ряда ученых, за водородными двигателями будущее. Они бесшумны, экологичны и более эффективны, чем двигатели внутреннего сгорания. Автомобили, работающие на этом виде топлива, уже вовсю продаются в США, Европе и Японии. В Германии через год собираются запустить первый пассажирский поезд на водороде: электрохимическое устройство на крышах вагонов будет преобразовывать энергию реакции соединения водорода с кислородом напрямую в электричество, минуя малоэффективные процессы горения. Исландия планирует полностью перевести собственную энергетику на водород. В конце прошлого года ВКС РФ успешно применяли в Сирии беспилотные летательные аппараты на водородных батареях.

Тем не менее существует ряд серьезных препятствий на пути развития водородных технологий. Главным из них является дороговизна водородного топлива. В промышленных масштабах его получают из углеводородов, что ставит эту технология в зависимость от традиционных источников энергии. Кроме того, водородные баки занимают много места, водород летуч и взрывоопасен (отчего его трудно хранить и перевозить), а для заправки водородных двигателей требуется дорогостоящая инфраструктура. Однако ученые надеются, что все эти преграды удастся преодолеть в ближайшие пару десятилетий.

Читайте также

Выбор читателей