Онлайн-базары защитят от мошенников

МЭР одобрило законопроект, который обязывает интернет-агрегаторы товаров и услуг предоставлять клиентам только проверенную информацию. В противном случае сервис оштрафуют. Новое требование обеспечит безопасность покупателей

Интернет-агрегаторы товаров и услуг будут обязаны предоставлять потребителям исчерпывающую и достоверную информацию. В противном случае их накажут за причиненный ущерб. Такие положения содержатся в законопроекте, регулирующем деятельность "Яндекс.Маркета", "Товаров@Mail.Ru" и аналогичных площадок.

Фото: Anton Belitsky/ Global Look

Документ, разработанный Роспотребнадзором, прошел длительную фазу согласований со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с интернет-компаниями. Последним положительное заключение на законопроект дало Министерство экономического развития РФ. В ведомстве отметили, что законопроект не вводит избыточных обязанностей, запретов или ограничений для потребителей или бизнеса. Кроме того, он не потребует необоснованных расходов.

Речь идет о поправках в закон "О защите прав потребителей". Предлагаемые изменения вводят понятие агрегатора товаров и услуг. Под агрегатором понимается онлайн-сервис, который аккумулирует информацию о предлагающихся в Cети товарах или услугах. Он выступает фактическим посредником между покупателем и продавцом. Посредством этой платформы заключается договор купли-продажи, и покупатель может внести предоплату на банковский счет продавца.

Поправки также обязывают сообщать потребителю исчерпывающую и достоверную информацию о товаре или услуге. В противном случае агрегатор понесет ответственность за нанесенный покупателю ущерб в пределах суммы предоплаты.

В заключении МЭР говорится, что ведомство "сделало вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования". Проблема, которую призван решить законопроект, заключается в том, что покупатели очень часто становятся жертвами интернет-мошенников. Они переходят с агрегаторов на подозрительные сайты, которые устанавливают более низкие цены при наличном расчете, не возвращают товар, изменяют цену во время доставки. Все это грубо нарушает права потребителей.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) одобрили законопроект Роспотребнадзора. "Агрегаторы товаров и услуг отождествляют магазины со своей площадкой, поэтому покупатели им доверяют. Агрегаторы обязаны отвечать за качество того контента, который присутствует на площадках. Если интернет-магазин не исполнит свои обязательства перед покупателем, логично, что отвечать должна та сторона, которая принимала деньги", - считает глава организации Алексей Федоров.

Поправки о работе интернет-агрегаторов станут действенной превентивной мерой защиты, добавили в АКИТ. К тому же закон поможет агрегаторам развивать свой бизнес: покупатели будут еще больше доверять таким площадкам, зная, что их владельцы защитят их от мошенников.

В "Яндексе" заявили, что предложенный Роспотребнадзором законопроект согласован с компанией. К документу у нее претензий нет.

Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков предложил агрегаторам товаров и услуг подумать о дополнительных мерах защиты своих интересов и интересов клиентов. К примеру, они могли бы объединиться в саморегулируемую организацию (СРО), базовый набор правил которой был бы разработан при участии государства.

"Можно разработать логотип качества СРО и выдавать его всем онлайн-магазинам, которые агрегируют участники СРО. И потребитель будет понимать, что это не очередной сомнительный магазин, а действительно серьезная компания, продукция которой официальная и поставляется легально", - отметил эксперт.

Читайте также

Выбор читателей