Украина продолжает разбазаривать советское

Украина продолжает охотно торговать военными технологиями. Новейшими кораблями, самолетами и ракетами Киеву обязаны как минимум Пекин, Иран. Что движет украинскими бизнесменами?

На протяжении десятилетий после распада Советского союза Украина, мало что за это время создала в сфере оборонки (как, собственно, и в других), продавала и продолжает продавать военные технологии, доставшиеся ей в наследство, другим странам. Об этом в эфире телеканала "Звезда" заявил главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов. По его словам, иностранцы охотно покупали как готовые изделия , так и документацию. 

Фото: wikipedia 

Продали ракеты
В 2008 году бывший министр обороны РФ Сергей Иванов на презентации своей "Белой книги" по проблемам нераспространения подтвердил, что у венного ведомства есть доказательства незаконной продажи Украиной Китаю и Ирану - стратегических крылатых ракет Х-55. Ракеты продала в начале нулевых фирма "Прогресс", которая в то время являлась дочерним предприятием "Укрспецэкспорта". Оружие вывозилось под другой маркировкой, и, якобы, не было замечено ни одной контролирующей инстанцией. Шесть X-55 ушли в Китай, и столько же в Иран, плюс комплект проверочного оборудования. Претензии к оборонщикам появились лишь в 2005 году. Факт сделки подтвердил и генпрокурор Украины Святослав Пискун. По результатам расследования, шесть лет тюрьмы получил гендиректор "Украавиазаказ" Владимир Евдокимов. Подконтрольная ему организация занималась отправкой ракет за рубеж.

А затем и вовсе начали происходить страшные вещи: участники скандальной сделки начали погибать при загадочным обстоятельствах. Валерий Малеев, возглавлявший "Укрспецэкспорт" (организация занимается экспортом и импортом военной продукции) погиб в автокатастрофе 6 марта 2002 года. В январе 2004 года на квадрацикле разбился гендиректор компании S.H. Heritage Holding Ltd. По данным следствия, о фиктивному контракту этой компании ракеты вывозились в Иран. Позже погибли еще два фигуранта дела. Виктор Ющенко, который в то время был премьер-министром, свалил все "темные дела" на прежнюю власть.

В Тегеране и Пекине, разумеется, сделки отрицают. Однако именно в первое десятилетие двадцать первого века обе страны сделали существенные шаги в ракетостроении. X-55 представляют собой грозное оружие и могут нести ядерные боеговловки мощностью до 200 килотонн. К счастью, украинские ракеты ими укоплектованы не были.

Авианосец "Ляонин". Фото: wikipedia

Авианосец почти даром

Украине Китай обязан пока еще своим единственным авианосцем "Ляонин" (второй вот-вот введут в строй). Раньше он назывался "Варяг" и строился на советских верфях - на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Корабль был почти готов. И в этот момент Китай предложил купить "Варяга" за 20 миллионов долларов, и киевские власти не устояли и согласились. Даже с учетом того, что продавали недострой, украинцы явно продешевили - американские корабли такого класса стоят несколько миллиардов долларов.

А теперь Китай, опираясь на технологии, примененные в советском корабле,  построил второй авианосец. Судя по снимкам, это копия "Варяга". Правда, надо признать, что в том, что Поднебесная была столь успешна в военном кораблестроениии есть заслуга и россиян - Пекин еще в 90-е годы купил полный комплект проектной документации корабля у Невского проектоно-конструкторского бюро.

В 2011 году председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Украину. И что характерно, первую посадку его самолет совершил не в Киеве, а в Симферополе. Тогда интерес КНР вызывали десантные корабли на воздушной подушке проекта "Зубр". А также учебные комплексы палубной авиации. Тогда поставке четырех "Зубров" Китаю воспрепятствовала Москва, заявив, что права на производство этих кораблей принадлежат ЦМКБ "Алмаз".

Двигателей хватило на весь Китай
Благодаря все той же предприримчивой Украине - Пекин получил готовые двигатели, на базе которых китайцы создали свои, модернизированные версии. Причем уже превосходящие советские разработки. Так, газовые турбины ДН/ДА-80, которые стоят на авианосце "Ляонин" и эскадренных миноносцах типа 052С, по мнению экспертов, лучше советско-украинских аналогов.
Украинские двигатели китайцы поставили в 90-х годах и на свои танки. Модель 90-2 комплектовалась китайскими копиями украинских дизелей 6ТД-2, которые стояли на советских Т-80/84. Уже затем на базе китайских танков Иран построил свой "Аль-Халид". Украина поставила Тегерану сотни двигателей, а такде помогла модернизировать танки Т-59 до уровня Т-80.

Истребитель СУ-33. Фото: wikipedia

Помогли с ракетами

Украинские специалисты также помогли Китаю модернизировать советские авиационные ракеты "воздух-воздух" Р-27. На Киевском заводе "Радар" начали выпускать их с усовершенствованными радиолокационными головками самонаведения, и очень скоро подробные чертежи оказались в КНР. Вскоре Пекин выпустил свои ракеты PL-12.


А в 2005 году Украина продала Китаю списанный прототип палубного истребителя Су-33, чем вызвала, мягко говоря, недовольство российской стороны. Уже через несколько лет КНР представила свой палубный истребитель J-15, внешне практически не отличимый от Су-33. А ведь этот палубный истребитель Москва вообще отказалась продавать Пекину, опасаясь утечки технологий.

Конечно, было бы несправедливым говорить, что российские инженеры в этом отношении безгрешны. В 90-е годы российские консультанты помогли построить китайский истребитель J-10. Двигатели для него производила российская компания НПО "Сатурн".
А в 1996 году компания "Сухой" заключила договор с китайской стороной о совместном производстве истребителя Су-27. Но китайцы быстро осовоили дело и начали производить копию "сушки" - J-11. Однажды обжегшись, в Москве стали относиться к аппетиту Пекина с большой осторожностью. Неслучайно Россия не спешит поставлять в Китай ЗРК С-400, хотя контракт был заключен еще в 2014-м. Пока сообщается, что постави начнутся лишь с будущего года.  

Выбор читателей