Марин Ле Пен вылечит Европу от политической импотенции

Лидер "Национального фронта" осознает, что ее шансы на победу на ближайших выборах невелики. Но Марин Ле Пен настроена на долгую игру, и в этом свете отношения с Россией приобретают особый смысл

Одним из значимых событий недели в области международной политики стала состоявшаяся в пятницу встреча лидера "Национального фронта", кандидата на пост президента Франции Марин Ле Пен с президентом РФ Владимиром Путиным.

Фото: Анна Исакова / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Важность этой встречи обусловлена вовсе не тем, что весьма неординарный европейский политик прибыла в Москву просить деньги на свою избирательную кампанию, о чем не преминули раструбить западные СМИ. Ле Пен сложно назвать сумасшедшей, которая не понимает, что в нынешней ситуации "кремлевские деньги", хоть мнимые, хоть реальные, не приближают ее к заветному президентскому креслу, а напротив отдаляют от него.

Создается ощущение, что целью неожиданного и провокационного вояжа Ле Пен в Москву был собственно вояж, призванный наделать много шума и помочь сложиться определенной картинке в головах французов. Судя по резонансу в СМИ, эта цель была достигнута.

Попробуем разобраться, в какую игру играет Марин Ле Пен.

Первое, что бросается в глаза в ее предвыборной кампании, – это демонстративная связь с Россией, которую лидер Национального фронта подчеркивает в своих заявлениях и действиях. Пример администрации Дональда Трампа показывает, что в сложившейся международной ситуации любые отношения с Россией, вне зависимости от того, доказан факт их наличия или нет, становится разрушительным для карьеры крупного западного политика. Не удивительно, что в этой ситуации американская администрация пытается всеми силами откреститься от каких бы то ни было взаимоотношений с Москвой.

А что делает в этой ситуации Ле Пен?

Вместо того чтобы попытаться заболтать обвинения в отношениях с Кремлем, выдвигаемые в ее адрес, она демонстративно продолжает их развивать за несколько недель до первого тура выборов. Что это – политическая недальновидность, или тонкая игра? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, но упрекать Ле Пен в отсутствии политического чутья и в недальновидности явно не приходится.

"Вообще говоря, "поражающий эффект" обвинений в компрометирующих связях с Кремлем имеет свои пределы, - пояснил "Yтру" эксперт Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин. - Их потенциал зависит от внутриполитической ситуации и того образа России, который укоренен в общественном мнении. В США он, конечно, более значителен, чем во Франции".

По словам эксперта, Ле Пен хорошо понимает, что ее "электоральная плита" - около 25% избирателей - нечувствительна к воздействию "русского фактора". Грубо говоря, это те люди, которые к Путину относятся лучше, чем к собственному правительству, и склонны доверять скорее Москве, чем французским СМИ. Слухи о русских деньгах Ле Пен для них априори надуманны, но даже если бы они подтвердились, то едва ли поддержка лидера Национального фронта сильно от этого пострадала.

"Что касается тех, кто колеблется в своей поддержке крайне правых и ставит свой выбор в зависимость от русского фактора, их доля слишком незначительна, чтобы влиять на действия Ле Пен, - продолжает Вершинин. - Те, кто ее не приемлет, руководствуются более глубокими соображениям, чем отношение к Путину. С точки зрения электорального имиджа гораздо больший ущерб политику во Франции могут нанести публичные обвинения в коррупции, как те, которые практически обнулили шансы Фийона занять Елисейский дворец. Но здесь Марин, не имеющая опыта работы в правительственных структурах, может чувствовать себя относительно уверенно". 

Таким образом, оттолкнуть традиционный электорат лидера Национального фронта от своего кандидата обвинениями в дружбе с Россией невозможно. Однако здесь возникает другая проблема – имеющегося электората Ле Пен не хватает для победы в условиях существующей сегодня во Франции избирательной системы. А других избирателей переманить на свою сторону ей сегодня не под силу.

Так что же тогда задумала Ле Пен, каковы ее вероятные стратегические планы?

"Ле Пен сегодня - одна из немногих французских политиков, понимающих, что политический пейзаж страны претерпевает фундаментальные, беспрецедентные за последние 60 лет сдвиги, - говорит Александр Вершинин. - В этой ситуации первым станет не тот, кто выиграет очередные выборы и займет шатающееся кресло хозяина Елисейского дворца, а тот, кто создаст прочную основу для долговременного доминирования своей политической силы".

По словам эксперта, Ле Пен осознает, что ее шансы на победу на этих выборах невелики. Ее фигура раскалывает французское общество в соотношении 2/3 к 1/3. И хотя число ее сторонников растет, этот процесс идет небыстро. Именно поэтому ей имеет смысл играть в долгую, и в этом свете отношения с Россией приобретают особый смысл.

"Для ее сторонников Москва уже успела стать символом всего того лучшего во французской истории, что необходимо вернуть, - поясняет Вершинин. - Национальный суверенитет, сильное государство, активная внешняя политика и идея державного величия, консервативные ценности - все то, что генерал де Голль некогда сделал политическим фундаментом современной Франции, сегодня девальвировано. Для тех, кто хочет возвращения старой Франции или хотя бы того лучшего, что было в относительно недавнем прошлом, Россия и ее лидер являются своего рода символом. Публичные контакты Ле Пен с Кремлем явно следует рассматривать с этой точки зрения. Для нее это - способ укрепления своего имиджа и консолидации своей социальной базы с прицелом, по крайней мере, на десятилетие вперед".

Насколько верной окажется ставка, сделанная лидером Национального фронта, покажет время. Однако уже сейчас можно сказать, что Ле Пен в своей стратегии явно обходит конкурентов. В отличие от них, уничтожающих друг друга на изъезженном политическом поле, она способствует формированию нового поля и новой повестки, играть на котором французским политикам предстоит уже через несколько лет.

Ле Пен свободна от леволиберальных взглядов современных европейских политиков, приведших к подрыву основ европейской национальной идентичности. Схожих позиций придерживаются и те, кто готов за нее голосовать. Эти люди разочаровались в нынешних обитателях Елисейского дворца и брюссельских политических импотентах, навязывающих им некие социально-экономические нормы, но при этом не способных защитить от нарастающих экономических трудностей и произвола мигрантов. Оснований полагать, что развитие этих негативных процессов в скором времени замедлится, сегодня нет. А это значит, что по мере приближения следующего электорального цикла число недовольных происходящим во Франции и Европе будет только нарастать - а с ними и число сторонников Ле Пен.

Выбор читателей