Усманов ответил на ложь Навального

Миллиардер Алишер Усманов, которого Алексей Навальный попытался обвинить в нечестном ведении бизнеса, ответил на нападки неудачливого политика. Предприниматель рассказал о том, как ему удалось приобрести свои активы, об инвестициях в IT-компании и о якобы подаренной усадьбе

Миллиардер Алишер Усманов, которого Алексей Навальный попытался обвинить в нечестном ведении бизнеса, ответил на нападки неудачливого политика. О том, как ему удалось приобрести свои активы, об инвестициях в IT-компании и о якобы подаренной усадьбе Усманов рассказал в интервью газете "Ведомости".

Алишер Усманов. Фото: GLOBAL LOOK press/ Roman Denisov

Первое, на что обращал внимание Навальный в своем расследовании, - это факт приобретения Усмановым своих основных активов. Попытка "наехать" на бизнесмена, обвинив его в участии в госприватизации, не выдерживает никакой критики. Достаточно поднять договоры купли-продажи, чтобы понять, что эти активы были куплены по высокой рыночной стоимости. Причем не у государства, а у частных лиц. И не на бюджетные, а на личные и заемные средства.

Известно, что Алишер Усманов - бизнесмен, который инвестирует не в одну область. И среди его активов в том числе высокотехнологичные компании. Они, кстати, размещены не только в России, но и за рубежом. И именно они составляют львиную долю нынешнего дохода предпринимателя, который вкладывался в IT-технологии тогда, когда еще мало кто решался инвестировать в казавшийся не очень доходным бизнес.

Нельзя, говоря о бизнесе Усманова, не вспомнить о "Металлоинвесте". Те, кто хоть когда-то был связан с компанией, знают, что ее владелец не занимается простым извлечением сиюминутной выгоды. Человеческий капитал - вот во что прежде всего идут инвестиции. Работать сейчас в "Металлоинвесте" - это значит получать хорошую зарплату, которая превышает среднюю по региону. И тут сравнивать российскую действительность, проводя аналогии с США, некорректно, потому что производительность труда в "Металлоинвесте" ниже, чем на аналогичных американских предприятиях. А пытаться резко оптимизировать работу означает сократить большую часть сотрудников, бросив их в объятия безработицы.

Кстати, господину Навальному, прежде чем ввязываться в "обличения", неплохо было бы изучить, как говорится, матчасть. Он пишет о получающих низкую зарплату шахтерах на предприятиях "Металлоинвеста". Однако никаких шахтеров там нет, поскольку добыча ведется открытым способом.

Конечно, когда протестная активность падает, надо ее любыми способами поддерживать, уверен Навальный, обвиняя Усманова в том, что он-де вмешивается в деятельность своих медиаактивов. Но надо напомнить записному оппозиционеру, что единственный прецедент был связан с отстранением главного редактора "Власти" из-за того, что последний повел себя неэтично. Кстати, он сейчас работает в "Коммерсанте". 

Не мог Навальный в своем выступлении обойти вниманием и такую тему, как фейковое расследование о "друзьях" Дмитрия Медведева. Кто знаком с ситуацией, тот знает, что пожертвование дома благотворительному фонду было частью коммерческой сделки по приобретению Алишером Усмановым земельного участка для последующего присоединения к территории его загородного дома. И при чем тут нынешний премьер? Непонятно.

Отдельного внимания в речи Навального удостоился тот факт, что Усманов перестал быть российским налоговым резидентом. Однако не требуется особых усилий, чтобы выяснить, что бизнесмен по-прежнему платит налоги в родной стране. Ключевые активы Усманова - "Металлоинвест" и "МегаФон" - еще около трех лет назад вошли в российскую юрисдикцию. Соответственно, и налоги они платят в российский бюджет. А сам предприниматель как физическое лицо заплатил в России более $400 млн налогов.

При таких заявлениях со стороны Алексея Навального следующим логичным шагом Усманова станет обращение в суд, считает юрист Марат Аманлиев. "Это правильно, когда человек, который считает, что о нем распространяют неверную информацию, идет в суд, а не ломает человеку ноги. Это право каждого", - сказал он, подчеркивая, что иск о защите чести и достоинства в данном случае - это оптимальный вариант. Доказать факт клеветы, по словам Аманлиева, будет непросто, так как "Навальный должен был заранее знать, что это не так, а это сложно доказать".

В суде Навальному придется туго, уверен юрист. "Одно дело снять видео и выложить в сеть - это игра в одни ворота, ты говоришь, и никто не задает вопросов, а теперь будет диалог, ему придется обосновать, почему он так считает. Сказал, что этот украл, пусть теперь докажет, - пояснил он. - В суде нельзя будет сказать, что он просто так считает, ему нужно будет выложить конкретные бумаги. Есть подозрения, что он не прав, потому что догадки не считаются доказательством".

Выбор читателей