"Яндекс.Такси" и Uber объединяются

Компании решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Эксперты прогнозируют повышение цен на такси, так как на рынке появится монополист

"Яндекс" и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок, создав для этого новую компанию. Объединенная компания будет работать в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане, сообщает газета "Ведомости".

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС

Uber и "Яндекс" приняли решение инвестировать в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно. На 59,3% компания будет принадлежать "Яндексу", на 36,6% - Uber, а на 4,1% - сотрудникам объединенной компании. Генеральным директором объединенной компании станет гендиректор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян. По его словам, компании хотят вместе строить "персональный общественный транспорт", который станет альтернативой личному автомобилю, автобусам и метро.

Новая компания Uber и "Яндекс" уже сейчас оценивается в $3,725 миллиарда. Сразу после объявления о сделке в 13:00 мск котировки "Яндекса" на Московской бирже взлетели почти на 7%, достигнув исторического максимума к 13:40 мск - при росте на 17% стоимость акции составила 1915 рублей.

Летом прошлого года Uber расстался со своим китайским подразделением из-за убытков, продав бизнес местному конкуренту Didi Chuxing Technology. В России позиции Uber также были слабее, чем у "Яндекс.Такси". После нескольких лет напряженной конкурентной борьбы Uber объединит усилия с главным соперником, так же как это было сделано в Китае.

По мнению партнера венчурного фонда Target Global Александра Фролова, в результате объединения формируется игрок с доминирующим положением на рынке, близким к монопольному. Это осложнит развитие других сервисов, таких как Gett, City Mobil, "Везет", считает Фролов. Кстати, в Китае в результате конкуренции Didi Chuxing и Uber пользователи получали выгодные тарифы, после объединения сервисов период демпинга заканчивается, подчеркнул эксперт.

Партнер UFG Private Equity Артур Акопьян заявил "Ведомостям", что рынок будет консолидировать и дальше - из многообразия компаний должны остаться два-три игрока, а цены на такси вырастут.

По мнению председателя общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, это объединение повысит количество заказов и объем поездок для таксопарков, а также позволит более эффективно распределять заказы между водителями. При этом менять тарифную политику новой компании невыгодно, так как у нее остается большое число конкурентов, таких как Fasten, RuTaxi, "Максим" и Gett, считает Зарипова.

Пользователям "Яндекс.Такси" и Uber по-прежнему будут доступны оба приложения, но таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин и сократить время их подачи, подчеркивается в сообщении об объедении сервисов.

Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, теперь ее должны согласовать регуляторы. При этом в ФАС России никаких обращений по этой сделке пока не поступало. Стороны рассчитывают завершить объединение в четвертом квартале 2017 года.

По статистике за минувший июнь, объединенная платформа охватит 127 городов в шести странах, на оба сервиса приходится 35 млн поездок в месяц, их суммарная стоимость составляет 7,9 млрд рублей.

Выбор читателей