Армия полюбила квадроциклы

Четырехколесные мотоциклы будут использовать не только десантники и спецназ, но и пожарные. В Минобороны делают ставку на легкие колесные вездеходы

Этим летом первые армейские мотовездеходы АМ-1 будут тушить пожары. Как сообщают в Минобороны, четырехколесные мотоциклы будут использовать для поиска возгораний на пожарно-химических станциях "Оборонлеса". А также для борьбы с огнем до прибытия основных сил. Машину оборудуют баком для воды, мотопомпой, пожарным рукавом и даже бензопилой.

Мотовездеходы АМ-1. Фото: go-rm.ru

Но это далеко не единственные возможности военного квадроцикла. При необходимости на него можно установить ручной пулемет и, например, провести разведку боем.

Фактически квадроцикл заменил в армии те самые мотоциклы с колясками, которые первыми начали активно использовать немцы во время Второй мировой войны. Но постепенно в западных армиях отказались от них в пользу четырехколесных машин. Главное преимущество квадроцикла в его проходимости, которая выше, чем у того же БТР, не говоря уже о мотоцикле.

Сейчас квадроциклы стоят на вооружении спецподразделений США, Канады, Великобритании и ряда других государств. В странах НАТО наиболее популярная модель Polaris MV700, которая хорошо зарекомендовала себя в Афганистане. Для транспортных служб и обслуживания аэродромов используется Polaris MV800, а для перевозки тяжелых грузов - трехосный Polaris Sportsman 800 6×6, способный перевозить 400 килограммов.

В российской армии квадроциклы только начали применять. До этого на них в основном "гоняли" по лесам любители-спортсмены и туристы. Первые АМ-1 поступили на службу около двух лет назад. Часть из них уже используется в арктической бригаде Северного флота, другие "обкатывают" десантники.

Параллельно в НИИ Минобороны разрабатывают армейский вездеход типа "багги" на трех осях. "Уралвагонзавод" уже демонстрировал широкой публике мобильный минометный комплекс. В будущем для вооруженных сил создадут целое семейство вездеходов, каждый из которых будет выполнять свою задачу. Но пока главное внимание квадроциклам.

АМ-1 создавали не с чистого лица. Машина разработана на базе серийной гражданской модели РМ 500-2, но имеет ряд существенных отличий. Например, бензобак армейского мотовездехода получил самозатягивающееся покрытие. И если в него попадает пуля, отверстие затягивается в течение 10-15 секунд. На раму военного квадроцикла нанесено специальные порошковое покрытие, а все электрические контакты надежно защищены от влаги.

АМ-1 полноприводной, а значит, мощнее и живучее своих гражданских "собратьев". Машина оборудована системой предпускового подогревателя двигателя. Специально для лютых морозов.

На капоте есть стойка для крепления ручного пулемета или автомата АК-74, гранатомета, винтовки СВД. Можно установить комплексы противотанкового управляемого ракетного вооружения.

Продуман и запас топлива. За пассажирским сидением - две канистры с топливом по 20 л каждая. В базовую комплектацию включена электролебедка с усилием до 2,5 тонн. Квадроцикл способен тянуть прицеп массой до полутонны. В нем могут быть боеприпасы, провизия или раненые.

Для лучшей навигации мотовездеход оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. А также более мощными фарами по сравнению с гражданской версией.

Квадроцикл уже активно используется во время учений, в том числе в степи и Заполярье - в самых экстремальных климатических условиях. Теперь впереди у АМ-1 крещение огнем лесных пожаров. Несомненно, квадроцикл будет полезен. Пожарная машина проедет далеко не везде, а тяжелый БТР может легко провалиться в прогоревший торф. 

Выбор читателей