Бесплатный багаж в самолетах отменят

Дума рассматривает поправки в Воздушный кодекс, которые отменяют обязательный бесплатный провоз чемоданов при невозвратных авиабилетах. Перевозчики говорят, что это снизит цены. Юристы опасаются злоупотреблений

В России могут отменить обязательный бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах. Госдума подготовила соответствующие поправки к Воздушному кодексу РФ. Авиакомпании поддерживают идею, а вот юристы опасаются, что новые нормы приведут к злоупотреблениям, и в итоге перевозчики сделают безбагажными все невозвратные билеты.

Фото: Tim Boyle/ Getty Images

Поправки об отмене обязательного бесплатного провоза багажа сегодня, 19 июля, будут рассматриваться Государственной думой во втором чтении. Согласно предложенным нововведениям, владельцы возвратных авиабилетов сохранят за собой право провоза багажа весом минимум 10 кг, а невозвратный тариф "может не предусматривать" бесплатный багаж. Перевозчиков при этом обяжут информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета, сообщает "КоммерсантЪ".

Отдельно предлагается внести в Воздушный кодекс нормы по ручной клади, которые сейчас регулируются подзаконными актами. Правила ее провоза остаются прежними и не содержат требований по весу и габаритам: их устанавливает перевозчик согласно правилам Минтранса и эксплуатационной документации воздушного судна. В ручную кладь бесплатно сверх нормы пассажир сможет взять дамскую сумочку, портфель, зонт, книги и так далее.

За введение безбагажных тарифов выступают "Аэрофлот" и другие российские перевозчики. Эта мера необходима для развития лоукост-сегмента, говорят они. У некоторых авиакомпаний ("Победа", S7, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии") уже есть безбагажные тарифы. Но из-за нечеткости норм перевозчики сталкиваются с претензиями.

В "Аэрофлоте" говорят о том, что законодательные ограничения по багажу не позволяют компании "Победа" снижать тарифы, а значит, и конкурировать на равных с зарубежным лоукостерами (которые не обязаны бесплатно возить багаж пассажиров). По мнению руководства авиакомпании, нормы багажа должен устанавливать перевозчик, а безбагажные тарифы позволят пассажирам летать дешевле, выбирая необходимые услуги. К тому же введение безбагажных билетов не приведет к полному исчезновению тарифов с включенным в стоимость багажом: они будут альтернативой, а не заменой.

В "Уральских авиалиниях" соглашаются, что поправки позволят снизить стоимость билета для граждан, готовых летать без багажа, оплачивая только нужные услуги.

Исполнительный директор компании "Авиапорт" Олег Пантелеев указывает на то, что полтора года назад перевозчики ввели невозвратные тарифы, которые на 1,5-2 тыс. руб. дешевле, это позволило повысить занятость кресел и улучшить финансовые показатели. От безбагажных тарифов цены на билеты вряд ли заметно снизятся, но разница с "багажными" тарифами может увеличиться до 2-2,5 тыс. руб., полагает эксперт.

Юристы отмечают, что законопроект отвечает интересам перевозчиков: им дают возможность не учитывать минимальный бесплатный багаж в невозвратных тарифах, которые формируют большую часть продаж. Отмена обязательного бесплатного провоза багажа приведет к злоупотреблениям со стороны авиакомпаний. Они могут полностью отказаться от безвозмездной перевозки крупногабаритных чемоданов и сумок, а также уменьшить вес и габариты ручной клади, чтобы вынудить пассажиров оплачивать багаж.

Однако обнаглевших перевозчиков можно будет затаскать по инстанциям. "Если размер и вес ручной клади будут явно занижены, например 1 кг при габаритах 10 на 15 см, то это можно расценить как злоупотребление со стороны перевозчика, поскольку самолет очевидно допускает больший вес вещей в салоне. Пассажир может подать жалобу в Роспотребнадзор, при определенных обстоятельствах можно пожаловаться и в ФАС", - говорит партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин.

В антимонопольном ведомстве полагают, что введение безбагажных тарифов "вряд ли существенно повлияет на рынок пассажирских авиаперевозок, но может негативно сказаться на качестве услуг". Сейчас ФАС проверяет обоснованность цен на билеты по внутренним, в том числе курортным, направлениям. "Нас беспокоит, что на фоне дисбаланса спроса и предложения и усиления рыночных позиций группы "Аэрофлот" предпринимаются действия, которые могут снизить качество услуг и спровоцировать рост цен", - отметил замглавы ведомства Александр Редько.

Выбор читателей