Авиапром станет единым целым

Грядет крупнейшая реформа отрасли: ОАК сольется с "Иркутом" и "Гражданскими самолетами Сухого". Это повысит эффективность компании и позволит снизить издержки. Ожидаются также масштабные кадровые перестановки

Российская авиастроительная отрасль стоит на пороге крупных реформ. В скором времени Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), корпорация "Иркут" и "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) сольются в единое юридическое лицо. Ожидаются также кадровые перестановки. Изменения позволят повысить эффективность управления отраслью и снизить издержки, говорят представители авиапрома.

Фото: Wikipedia

О подготовке реформы сообщают топ-менеджеры авиационных предприятий, а также сотрудники Минпромторга и аппарата правительства, передает "КоммерсантЪ". Новая структура, которая получится в результате слияния предприятий, станет одновременно и корпоративным центром "единого операционного холдинга", и управляющим гражданскими программами ОАК, в частности МС-21 и SSJ 100.

Сейчас ОАК состоит из четырех дивизионов: гражданского, военного, транспортного и стратегического. Создание юрлица на базе гражданского дивизиона неслучайно, так как по мере сокращения гособоронзаказа правительство делает ставку на развитие гражданского сегмента, который по своим объемам "не уступает военным программам", поясняют участник отрасли. Преобразования проходят по модели концерна Airbus, где при аналогичных переменах сократились уровни управления и оптимизировались издержки.

В корпорации поясняют, что в существующем разрозненном виде участникам дивизиона не хватало ресурсов для развития. А президент ОАК Юрий Слюсарь ранее заявлял, что перед ним поставили задачу ускорить реорганизацию и создать единую компанию: "Без единства нет конкурентоспособности. Единая корпорация должна стать той машиной, которая эту конкурентоспособность будет обеспечивать". В отрасли говорят, что слияние станет первым шагом к переходу корпорации на единую акцию, а экономия от трансформации составит около 50 млрд рублей.

Преобразования будут сопровождаться кадровыми перестановками. На переходный период руководитель ОАК Юрий Слюсарь возглавит и "Иркут". Нынешнему главе "Иркута" Олегу Демченко предложат пост вице-президента и генконструктора по гражданским программам ОАК. Управлять ГСС вместо Владислава Масалова будет гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов. Говорят, что Масаловым были очень недовольны министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вице-премьер Дмитрий Рогозин, считавшие, что он не реализует весь потенциал ГСС для продвижения продукции, а также слабо организует постпродажное обслуживание SSJ 100. Рубцов же благодаря своему опыту должен устранить эти недостатки.

В результате реформы ОАК и "Иркут" будут совместно отвечать за производство всей линейки гражданских самолетов, а на откуп ГСС отдадут маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание гражданской авиатехники. В итоге к 2022 г. "Иркут" фактически отойдет от реализации военных программ, сконцентрировавшись на "гражданке". SSJ 100 станут частью семейства МС-21. Возможно даже, что на базе SSJ 100 создадут новый самолет с учетом технических решений, применяемых в МС-21.

В других дивизионах ОАК также произойдут перемены, но не такие масштабные. В военном будет проведена консолидация корпораций "Сухой" и МиГ, а также сформировано объединенное КБ. После 2022 г., когда будет завершено производство многофункциональных истребителей Су-30СМ, к объединенной структуре перейдут все военные программы (за исключением учебно-боевых Як-130 и учебных Як-152). В транспортном дивизионе ожидается передача компании "Ил" двух площадок в Ульяновске и Воронеже для организации серийного производства транспортных самолетов. А в стратегическом - консолидация активов на базе "Туполева" (в дивизион будет включен Казанский авиазавод).

Все эти решения будут юридически оформлены на заседании советов директоров ОАК, ГСС и "Иркута", которые запланированы 1 сентября, говорят источники, знакомые с ситуацией. Но официально в ОАК никаких сроков реформирования пока не называют.

Выбор читателей