Житие святого Али

Читать в полной версии →
Американцы любят, когда им напоминают эпизоды их славного прошлого, иллюстрирующие мифы страны "глобальных возможностей". Новый фильм Майкла Манна постарался полностью удовлетворить их аппетит

Али (Ali)
США, 2001
Режиссер: Майкл Манн
В главной роли: Уилл Смит


Когда Сталину в 37-м году показали фильм "Ленин в Октябре", где дедушка всех советских детей жутко суетился и постоянно бегал к главному редактору "Правды" за советом, Сталин задумчиво пососал трубку, нахмурился и молвил: "Нэ так всё было". Фильм в прокат тем не менее вышел и даже получил Сталинскую премию. К фильму "Али" фраза отца народов подходит как нельзя более кстати, хотя Сталинской премии ему не видать.

Не так всё было.

Али. Величайший из супертяжей и самый известный из всех боксеров. До сих пор связанные с ним материалы вызывают огромный интерес. Любой боксерский форум под завязку заполнен темами, кто сильнее – Али или Тайсон, Али или Льюис, Али или...

Фильм охватывает 10-летний период – с 1964 (Али стал чемпионом мира) по 1974 год (вернул себе титул) – и включает победы и поражения, переход в мусульманство и смену имени, трех жен, отказ служить в армии, трехлетнее отлучение от ринга и триумфальное возвращение.

Как человеку, ударенному боксом – и в переносном, и в прямом смысле, мне "Али" был интересен в двух аспектах. С точки зрения кинематографа в целом и с точки зрения постановки боев. В частности.

Начнем с хорошего. Поединки поставлены очень грамотно. Их там всего четыре: два боя с Сонни Листоном, по одному с Джо Фрейзером (первый из трех) и с Джорджем Форманом. Самый красивый – первый с Листоном, а самый правдоподобный – с Фрейзером. Актер, играющий Джо "Курильщика", потрясающе вжился в образ. Все эти раскачивания из стороны в сторону, маленькие шажки, постоянный напор, неожиданные выстреливающие удары...

Смит – тоже большой молодец. На ринге. Технику и движения Али он копирует великолепно. Но в повседневной жизни... Холерика Али превратили во флегматика с меланхолическими наклонностями, вымученно произносящего пафосные тирады и втихую страдающего от несправедливости чуть ли не во всем мире. Его юмор стал натужным. Шутки – плоскими. Безбашенный чемпион стал страстотерпцем. Каждый его поступок превратился в ПОСТУПОК: нежелание идти в армию – в героический пацифизм; мотовство – в бесконечную доброту и детскую наивность; беготня за юбками – в искренность и следование зову сердца. Треть экранного времени Смит смотрит вдаль, делая умное лицо, за которым скрывается напряженная работа мысли и душевные переживания. Он замечает всё творящееся вокруг нехорошее, глядит по сторонам в поисках потерянной мамы, а на заднем плане без продыху звучат сопровождающие духовный рост блюзы и спиричуэлсы. Хорошие блюзы, каждый по отдельности – хит, но вместе дают ощущение не саундтрека, а плохо подобранного сборника "Суперблюзы 2001: романтическая коллекция".

Есть нарекания к фактологической части, хотя и субъективные. Из истории пропало поражение Кену Нортону и второй бой с Фрейзером. Конечно, эти мелкие события куда менее важны, чем прогулки под луной с новой пассией или вытаскивание из запоя старинного друга, но можно же их было упомянуть хотя бы вскользь. Зато именно эти умолчания наиболее явно показывают, что кино снимали не про боксера, а про ЧЕЛОВЕКА. Правда, возникает мысль: кино про человека можно снять о любом человеке. Раз уж выбрали боксера, тем более Али, то огласите весь список, пожалуйста. Или снимайте почестнее, а не раскрашивайте биографию в розовые тона и сусальное золото.

Так что... Лучшим боксерским фильмом по-прежнему остался "Бешеный бык" Мартина Скорцезе. Я больше скажу – первый "Рокки" также поинтереснее будет. Да что там художественные... Недавний документальный фильм "Когда мы были королями" – не в пример динамичнее и талантливее. Реальная жизнь показала фигу своему экранному слепку.

При всем уважении к Смиту (а он мне очень нравится), Оскара ему не дали правильно. А про остальных актеров даже сказать нечего. Одно слово – второстепенные персонажи. Майкл Манн же стремительно деградирует. От классной "Схватки" через хорошего "Своего человека" он пришел к занудному "Али". Зато, говорят, самому Мохаммеду фильм понравился.

"Снимите меня, пожалуйста, героем!" – "Это как?" – "Поставьте на стол бутылку водки, а я отвернусь!"


Фильм демонстрируется в кинотеатрах "Витязь", "Пять звезд", "Стрела", "Мечта", "Тбилиси", "Аврора", "Варшава", "Ленинград", "Прага", "Солнцево", "Ролан", "Горизонт", "Экран", "Байконур", "Киргизия", "Киноплекс на Ленинском".

Олег ДУДКО |
Выбор читателей