Так, при раскопках в окрестностях египетского местечка Нектарис были обнаружены каменные игральные кости, относящиеся к 6 веку до нашей эры. Позже археологи нашли фиванские кости 16 века до нашей эры. А в Британском музее сегодня хранятся еще более древние кости. Это астрагалы – продолговатые бараньи кости. Кстати, при раскопках в Египте находили игральные кости разной формы – не только шестигранные, но и четырехгранные, двенадцатигранные и даже двадцатигранные. Однако, судя по всему, наиболее популярными были все-таки шестигранные кости. И главная причина здесь в том, что, во-первых, их было просто изготавливать, и, во-вторых, числа от единицы до шести не слишком малы и не слишком велики. Оперирование двадцатигранниками потребовало бы уже умственных напряжений для производства арифметических действий. Поэтому кости иной формы, чем кубы, применялись в основном для предсказания судьбы.
Кстати, согласно мифам и легендам древности, игрой в кости не брезговали не только простые смертные, но даже боги. Свидетельствует о том найденная в пирамиде Хеопса, построенной в районе Гизы, неподалеку от Кипра, глиняная табличка, которая в мифологической форме рассказывает о происхождении современного календаря. Оказывается, календарь был изобретен именно благодаря игре в кости. Нут, богиня неба, тайно обручилась со своим родным братом Гебом. Бог Ра, узнав об их браке, пришел в ярость и повелел разлучить дерзких супругов. Но этого ему показалось мало, и Ра проклял Нут со словами: "Ни один из трехсот шестидесяти дней года не зачнешь ты дитя в чреве своем!". Но добрый бог ночи Тхот пожалел прекрасную богиню и придумал, что делать. Он предложил Луне сыграть в кости. Ставкой в каждой партии была одна семьдесят седьмая часть лунного света. С помощью Нут Тхот победил своего противника и подарил Нут свой выигрыш в виде пяти дополнительных дней, Нут, не медля, воспользовалась благоприятными обстоятельствами, родив в каждый из них по ребенку: Изиду, Осириса, Гора, Сета и Нептиса.
С удовольствием играли в кости в Древней Греции и в Древнем Риме. А в Европе особенно популярной эта игра стала в средние века. Но распространение она получила в основном среди высших слоев населения и духовенства. Причем увлечение игрой в кости слугами церкви было столь велико, что епископ кембрезийский Витольд, не сумевший ее запретить, предложил замену - игру в "добродетели". Вместо цифр на гранях костей стали изображать символы добродетелей. Выигравший должен был направить на путь истинный того монаха, который потерпел поражение. Но эта подмена не особенно радовала служителей культа, и игру в кости неоднократно пытались запретить. Тем не менее, монахи продолжали "тешить беса".
Например, предки французов с удовольствием играли в "пас ди". Правила таковы: количество игроков не ограничено, каждый по очереди выполняет роль банкомета. Если игрок, метнувший сразу три кости, набирает меньше десяти очков, все ставки уходят в банк. Если же выпадает десятка или любое другое число, банкомет выплачивает каждому участнику выигрыш в размере двух его ставок. Эта игра дожила до наших дней. И играют в нее во многих странах. Правда, названия у игры разные: в Англии и Америке ее именуют тен спот, дайси, берди, в Италии – талус, в Турции – зарф.
Однако пас ди не был самой популярной игрой. Лидировал азар (от арабского "аз-захр" – "игральные кости"), который пришел с Востока, а в Европу проник с Корсики. Как пишут исследователи, азар "в течение трех столетий, подобно эпидемии чумы, свирепствовал по всей Европе, разоряя тысячи людей и обогащая немногих везунчиков и шулеров". Но через некоторое время азар благополучно забыли, и сегодня эту разновидность игры в кости можно встретить лишь в немногих старых казино да в ярмарочных балаганах. Его вытеснил знаменитый крэпс, являющийся упрощенным вариантом азара, в который играют двумя костями. В наши дни самыми распространенными играми в кости являются крэпс и пас ди.
Разумеется, как и в любой другой азартной игре, игрок в кости пытается задобрить фортуну, производя для этого различные нелогичные с точки зрения "нормального" человека действия. Так, перед тем как метнуть кости, многие на них дуют. Считается, что этот обычай берет свое начало в поверье, будто здоровый дух способен отвести все плохое. Алан Вайкс, признанный эксперт в области азартных игр, пишет следующее: "Поглаживания и даже поцелуи, которыми щедро одаривают игроки шестигранных вершителей своих судеб, – это не что иное, как попытка задобрить кости и добиться их благорасположения. Игроки-женщины иногда пытаются завоевать расположение фортуны, прижимая кости к груди или бедрам".
Но, увы, мало кому помогают подобные манипуляции, а никакой системы, помогающей выиграть, не существует. Предсказать, как лягут кости, невозможно, так как здесь господствует "его величество случай". Результат события случаен, потому что зависит от большого числа неконтролируемых мелочей: и как кости легли в кубке, и какова была сила и направление броска, и как каждая из костей встретилась с доской, на которую бросали кости. Достаточно крошечного смещения в начале опыта, чтобы полностью изменился конечный результат. "Все рассуждения о том, – говорят специалисты, – что если бы была возможность разместить кости в кубке в положении, фиксируемом с микронной точностью, да если бы еще направление выбрасывания костей можно было бы установить с точностью тысячных долей углового градуса, да, кроме того, силу броска измерить с точностью до миллионных долей грамма, то тогда можно было бы предсказать результат, – есть абсолютно пустой разговор. Ведь постоянство условий, при которых протекает явление или ставится опыт, есть практическое понятие. А условия проведения двух испытаний одинаковы лишь в том случае, если мы не можем установить различий между ними".
Профессиональные игроки в кости уверяют, что застраховаться от всех шулерских уловок практически невозможно. Впрочем, для нашей страны все эти фокусы и защита от них не особо актуальны, так как у нас кости в качестве полноценной азартной игры почему-то не прижились. Чаще всего мы кидаем кости, играя в детские пошаговые игры.