Еще китайцы две тысячи лет назад упражнялись в изучении характера человека и предсказании его будущего по чертам лица. Эта тайная методика развивалась в основном среди китайских придворных и передавалась в устной форме от учителя двум-трем избранным ученикам – в Древнем Китае физиогномика считалась полноправной отраслью медицины. Большую популярность физиогномика приобрела у древних греков. По легенде, Гиппократ использовал ее для лечебной диагностики (до сих пор в медицине пользуются понятием "маска Гиппократа" – характерное выражение лица больного при перитоните, важный симптом этого заболевания), а Аристотель применял для изучения состояния души. Причем Аристотель определял характер человека не только по лицу, но и по всем остальным частям тела (а также по цвету волос, глаз, кожи, по голосу и по походке). Так он, например, писал: "У кого бедра ширококостные и мускулистые – сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого бедра ширококостные и полные – мягкие; соотносится с женственным типом. Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, – сильные. У кого ягодицы мясистые и жирные – слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, – злы...". Или: "Кто говорит низким голосом – нахальны; это соотносится с ослами. Те, кто говорит начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, – недовольные и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, – извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей черте...". Ну и так далее. Аристотель верил, что "все страсти души связаны с телом, т.к. тело подвержено значительным изменениям в присутствии страстей". В общем, физиогномика основана на допущении, что тело и душа, внутреннее и внешнее, неразрывно связаны между собой.
Начиная с XV и XVI веков физиогномику стали использовать для определения душевных качеств, ею занимались врачи, духовные лица, философы, судьи. Для инквизиторов физиогномика стала методом добывания неоспоримых доказательств, раскрытия секретов. Вскоре физиогномика окончательно превратилась в лженауку, подобную алхимии. Так, в книге Кардана Медичи, вышедшей в 1658 году, приводится множество рисунков лица человека и при этом указывается, какому типу лица какие душевные качества соответствуют и даже какую судьбу они предопределяют. Например: "Такие черты указывают на дурной характер и предвещают тюремные муки и затем смертную казнь от меча". В XIX веке родилась "сестра" физиогномики – френология. Ее "отцом" является австрийский врач и анатом Франц Галль. По мнению Галля, усиленное развитие тех или иных частей мозга, которым соответствуют определенные способности и влечения, отражаются на форме черепной коробки, повторяющей выпуклости и впадины лежащего под нею мозга. То есть по буграм или впадинам, ощупываемым на черепе, можно судить о характере, способностях животных и человека. Более того, по буграм френологи предсказывали будущую жизнь ребенка и тем самым старались влиять на его воспитание. В середине и во второй половине XIX века вновь предпринимаются попытки связать особенности психики и характера человека с формой носа, ушей, черепа и т.д. Вспомним хотя бы итальянского психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо, который считал, что по внешности можно отличить прирожденного преступника от нормального человека. Сегодня френология Галя и учение Ломброзо вспоминаются как курьезы науки, а вот физиогномику почему-то опять возносят на пьедестал.
Что-то в ней действительно есть. Однако совсем не то, что пытаются вложить в это понятие современные "физиогномисты".
В 1912 году русский психиатр профессор Иван Сикорский выпустил большой труд "Всеобщая психология с физиогномикой". Впрочем, Сикорский вовсе не пишет о том, как определять по внешним признакам особенности характера человека (не говоря уже о том, чтобы предсказывать его судьбу). Он анализирует, с какими эмоциями связаны перемены в лице, зависящие от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычайную подвижность и изменчивость. Вот, например: "Злость выражается сокращением пирамидальной мышцы носа. Сокращаясь, эта мышца дает характерное положение брови, именно – понижает ее внутренний угол, отчего бровь принимает косое положение, противоположное тому, что при печали, в то же время на переносье появляются горизонтальные складки". Но никаких указаний на определение душевных свойств по формам головы или носа у Сикорского нет и в помине.
И когда сегодня читаешь, что, например, "треугольное лицо свидетельствует о наличии высокого интеллекта", "нос, похожий на клюв орла, указывает на мстительность натуры", а "узкий лоб и низко растущие волосы указывают на серость и посредственность", то почему-то сразу вспоминается и френология, и Ломброзо, и даже инквизиция.