Аукцион начался в полдень по московскому времени на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) в Минске. Объявленная стартовая цена пакета акций составила $200 млн., а "шаг" аукциона – $10 млн. Нельзя сказать, что от желающих заполучить акции не было отбоя. Единственным претендентом на "белорусскую долю" оказался "Славнефтебанк", представляющий интересы российской нефтяной компании "Сибнефть". Свое намерение поучаствовать в конкурсе банк подтвердил внесением задатка в $20 млн.
Однако неожиданности, столь свойственные крупным приватизационным сделкам, не заставили себя долго ждать. Через некоторое время после начала аукциона глава фонда по управлению госимуществом Белоруссии Геннадий Подгорный объявил о том, что "Славнефтебанк" предложил за пакет $210 млн. "Эта цена, – заявил чиновник, – нас не устраивает", а потому правительство ждет новых предложений. Более того, "шаг" аукциона решено было увеличить вдвое – до $20 млн. Изменение условий не вдохновило никого из потенциальных претендентов на белорусский пакет, и ввиду отсутствия предложений продолжение аукциона было перенесено на 25 ноября.
Что послужило причиной демарша белорусских властей, фактически сорвавших аукцион? Вряд ли это было желание получить более высокую цену. Реальных покупателей оказалось, мягко говоря, немного – всего один; и трудно поверить, что после ухудшения стартовых условий их количество начало бы увеличиваться. Максимум, на что могли рассчитывать в этой ситуации белорусы, так это на дополнительные $10 млн., на которые был увеличен "шаг". А "в нагрузку" к этой сумме добавлялся риск вообще остаться без покупателей.
Кроме "Сибнефти", уже контролирующей на сегодня 13,21% российско-белорусской нефтяной компании, белорусская доля никого не особо не интересует. Основной интерес соискателей представляет не миноритарный белорусский, а мажоритарный российский госпакет, который в декабре будет выставлен на продажу в Москве. Любой участник, рассчитывающий на победу в декабрьском аукционе, в случае удачи автоматически получает полный контроль над компанией в виде 74,95% акций. В связи с этим тратить средства на белорусский пакет становится бессмысленным. Реальный резон в его приобретении есть лишь у "Сибнефти", в руках которой, в случае победы и в Москве и в Минске, окажется практически 100% "Славнефти", а победа только в Минске позволит "Сибнефти" получить контроль над более чем 24% акций, что близко к блокирующему пакету.
Но в данной истории существует определенный нюанс, который, возможно, и объясняет неожиданный "приступ жадности" белорусских властей. Одним из основных претендентов на "Славнефть" является российская компания "Сургутнефтегаз". Она давно ведет бизнес в Белоруссии и имеет неплохие отношения с властями страны. Более того, по некоторым данным, глава "Сургута" Владимир Богданов за несколько дней до аукциона встречался с Александром Лукашенко и заручился его поддержкой по вопросу приобретения пакета "Славнефти".
В этом случае многое становится на свои места: белорусская сторона, желающая видеть в качестве покупателя своих акций милый ее сердцу "Сургутнефтегаз", сделала все, чтобы этим пакетом не завладел кто-то другой. Вполне возможно, что срыв аукциона в минувшую пятницу стал частью совместного плана белорусских властей и руководства "Сургутнефтегаза". Последний, возможно, просто не захотел бороться за белорусские акции с "Сибнефтью" по правилам аукциона – это неизбежно привело бы к росту стартовых цен на "главный приз" – российский госпакет, что крайне нежелательно накануне "решающей схватки".
Если "Сургуту" удастся победить на московском аукционе, то руководство компании, при необходимости, найдет возможность "сторговаться" с белорусами по их акциям. В противном случае, миноритарный белорусский пакет вряд ли будет представлять для "Сургута" особый интерес.
Многое, по всей видимости, станет ясно сегодня, после второй попытки "реализации" белорусского пакета. Не исключено, что и она по тем или иным причинам закончится ничем. А пока происходящее очень напоминает попытку некоторых участников затянуть время и не допустить продажи белорусских акций раньше появления результатов "большого" аукциона в Москве.
Если, конечно, тот вообще состоится...