Трубные амбиции Кучмы грозят России потерей $8 млрд

Читать в полной версии →
Украина снова разыгрывает трубопроводную карту, подрывая позиции России по транзиту энергосырья из стран СНГ. Чем ответит Москва на угрозу "Одесса – Броды"?




Последний год наблюдается почти математическая зависимость: чем больше Владимир Путин и Михаил Касьянов встречаются с руководством Украины и президентом Леонидом Кучмой, тем меньше от этого пользы России. Свежий пример: накануне встречи Касьянова с украинским премьер-министром Виктором Януковичем в солнечной Ялте правительство Украины отложило на три месяца решение о реверсном использовании нефтепровода "Одесса - Броды". Характерно, что произошло это вскоре после того, как крупнейшие российские нефтяные компании специально обратились к главам правительств России и Украины с просьбой оказать содействие в реализации этого проекта. Письма на имя Михаила Касьянова и Виктора Януковича подписали президенты "Транснефти" Семен Вайншток и "Роснефти" Сергей Богданчиков, исполнительный директор Тюменской нефтяной компании Герман Хан, председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, президент "Сибнефти" Евгений Швидлер и президент "Славнефти" Юрий Суханов. Однако пренебрежительное отношение Украины к интересам ближайшего соседа и союзника ничуть не помешало дружеской встрече премьеров.

В России привыкли смотреть сквозь пальцы на геополитические шалости "союзника". А в Москве, кажется, стало доброй традицией молчать о весьма неоднозначных для интересов России планах украинского президента Леонида Кучмы. Однако не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять, что нефтепровод "Одесса - Броды" - не просто данность европейским политическим пристрастиям украинской элиты - это реальный экономический фактор давления на Россию. И фактор этот имеет все необходимые предпосылки для успешного функционирования.

Идея нефтепровода прозрачна, как слеза ребенка: Европе нужна каспийская нефть, Украине - независимость от России, причем того же добивается нефтяное лобби Азербайджана и Казахстана. Собственно, именно транспорт нефти был в свое время фундаментом для конкурентного российским интеграционным планам союза постсоветских государств ГУУАМ. До настоящего времени России удавалось удерживать монополию на транспортировку энергоресурсов из стран СНГ в западном направлении. Это давало Москве, помимо существенных экономических, еще и политические рычаги воздействия как на строптивые режимы постсоветской Азии, так и на европейских партнеров. Сейчас ситуация может измениться коренным образом. Фактически Россия поставлена на грань крупнейшего геополитического поражения, суть которого - в возможности утратить контроль над потоками евразийской нефти, что неизбежно ослабит политический вес Москвы в СНГ и девальвирует ее стратегические преимущества относительно США и Европы.

Стоит украинцам вместе с поляками дотянуть трубу до балтийского порта Гданьск, и российские производители нефти воочию ощутят, что такое диктат европейских потребителей. У европейцев появится реальная возможность получить еще один источник нефти, к тому же она может оказаться дешевле и уж точно будет лучше по качеству. Магистраль нацелена на импорт каспийской нефти, отгружаемой танкерами из Новороссийска, куда по трубопроводу КТК уже пришла большая нефть с Тенгиза. К тому же есть возможность поставок азербайджанской нефти через Супсу и Батуми. Гипотезы об отсутствии нефти в трубе противоречат недавним заявлениям Алиева и Назарбаева об однозначной готовности пустить свою нефть по новому маршруту. В последние годы нефтетранспортная система Грузии и Азербайджана постоянно расширяется, нефти становится больше и ей, соответственно, требуется новый канал на Запад. Так, только Казахстан готов к 2006 г. вывести добычу нефти на уровень 150-170 млн. т. в год. И азербайджанцы, и казахи ждут завершения строительства трубы, чтобы начать активное продвижение собственной нефти на европейский рынок, в частности, в страны Центральной и Восточной Европы.

Насколько важен этот проект, говорит, например, тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично озаботился судьбой транспортировки казахской нефти через Украину. За спиной российского руководства два столпа СНГ - Кучма и Назарбаев - договариваются об общей системе транзита. Только за последний месяц прошло несколько подобных переговоров на высшем уровне. В результате Казахстан пообещал в ближайшей перспективе поставить в украинскую трубу около 9 млн т нефти и заявил о желании вместе с поляками и украинцами поучаствовать в достройке нефтепровода "Одесса - Броды" до польского города Плоцк. К тому же Украина и Казахстан договорились соорудить трубопровод длиной 52 км, параллельный участку нефтепровода "Одесса - Броды", который сейчас используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти. А также дополнительный причал на нефтетерминале "Южный" (Одесса), через который дополнительно планируется поставлять до 8 млн т. нефти в год в Европу через Черное море. Уже к третьему кварталу текущего года готовится к подписанию межгосударственное соглашение о транзите казахской нефти по территории Украины.

Именно за рынок Центральной и Восточной Европы в ближайшие три-четыре года развернется борьба между основными игроками мирового рынка нефти. Очень рассчитывают поучаствовать в ней и российские кампании. Правда, при нынешних темпах создания цепочки Казахстан-Украина-Польша, уже к концу следующего года россияне могут о своих желаниях забыть. По сравнению с российской нефтью, поступающей в Европу по нефтепроводу "Дружба", каспийская нефть более легкая и менее сернистая, а это имеет большое значение для европейских потребителей, которые под давлением новых экологических норм ЕС переходят на выпуск марок нефтепродуктов с низким содержанием серы. Кроме того, качество российской экспортной смеси снижается по мере истощения запасов легких сортов в Сибири.

С пуском проекта КТК, который оттянет из России изрядную часть светлой нефти из Тенгиза, качество смеси в "Дружбе" будет только ухудшаться, и импорт через Одессу получит еще один плюс. Плюс этот обернется серьезным ущербом для России, и не только за счет потери транзитных сборов, но и в силу возможного вытеснения российских сортов с европейских рынков и их замену каспийской нефтью. Стоит ли говорить, что будет значить для российской экономики снижение экспорта энергоресурсов. В совокупности потери России от транзита и экспорта нефти, по оценкам экспертов, могут составить до $8 миллиардов.

Вряд ли Кучма сам додумался до столь удачной идеи - все это время украинскую элиту интенсивно обхаживали американцы и европейцы. Самой же Украине трубопровод обошелся буквально в копейки. Что бы там сейчас не рассказывали чиновники, любой эксперт подтвердит что столь дешевого трубопровода в мировой истории еще не строили.

Между тем, серьезный российский бизнес старается спасти свои доходы и попутно защитить честь России. Но удается ему это пока слабо. Тем более, что и сами российские нефтяные компании друг с другом отчаянно дерутся за рынок, и в результате сами же себя и подставляют. Так, например, Михаил Ходорковский одной рукой просьбу о реверсе подписывает, другой - инвестирует проект выхода трубопроводов СНГ в средиземноморье "Дружба-Адрия". Но ведь как только первые миллионы тонн нефти пойдут в сторону Запада (а это случится, по мнению украинских аналитиков, уже в конце 2003 г.) Москва станет куда более сговорчивой по всем вопросам. Можно будет и про газ вспомнить, и про долги.

Так что битва за направление транспортировки еще впереди. По информации источников, близких к администрации российского президента, в Кремле начали осознавать реальную угрозу российским интересам от использования нефтепровода в западном направлении. Остается только надеяться, что усилия российских политиков, хотя и постфактум, сохранят за Россией статус держателя евразийской трубы и предотвратят украинский прорыв к ресурсам Каспия.

Иван ТРЕГУБОВ |
Выбор читателей