|
Сейчас, как показывают исследования, влияние зарубежного капитала на китайскую экономику только нарастает. Удельный вес экспорта предприятий с капиталом зарубежных предпринимателей в общем объеме экспорта Китая увеличился с 9,4% в 1989 г. до 52,5% в 2002 году. И эта тенденция сохраняется. Перспективность выноса промышленных предприятий на китайскую территорию западные инвесторы осознают вполне четко. Из 500 ведущих предприятий мира более 400 инвестируют средства в Китае. Опасно ли такое соотношение для контроля КНР над собственной экономикой?
Отношение самих китайцев к усилению западного влияния на своей территории, скорее, положительное. Во всяком случае, серьезной проблемой китайские аналитики упрочение позиций зарубежного капитала не считают. Как отмечает в статье, опубликованной в начале недели в газете "Жэньминь жибао", специалист Института внешнеэкономических исследований Госкомитета развития и реформы Е Фуцзин, сегодня эта проблема КНР не беспокоит.
Между прочим, китайский специалист отмечает, что масштабность объема западных денег в китайской экономике серьезно преувеличена. Для этой страны приводящиеся источниками цифры, которые превышают $50 млрд в общем объеме ВВП, не являются чем-то крайне большим. Все - в рамках обычного взаимодействия экономик.
Это хорошо видно, если сравнить показатели по тому, откуда приходят инвесторы. За 2002 год только на инвестиции из китайских районов Сянган и Тайвань приходится 42%, а на главные развитые страны - всего 24,8% (в частности, на США - 10%, Японию - 8%, 15 стран-членов ЕС, - 6,8%). Если говорить о суммарных объемах зарубежного капитала, накопившегося с 1979 г., то доля китайских районов Сянгана и Тайваня еще выше, а развитых стран - еще меньше. К концу 2002 г. суммарный удельный вес инвестиций китайских районов Сянгана и Тайваня в общих размерах зарубежного капитала достиг 53,12%, США - 8,9%, Японии - 8,11%, Великобритании - 1,78%, Германии - 1,24% и Франции - 1,07%. Удельный вес других развитых стран гораздо меньше.
Таким образом, большую часть инвестиций приносят сами китайцы. По крайней мере, половину всего объема привлеченных за последний год средств. В этом отношении совокупная доля зарубежного капитала не составляет и 30%. Поскольку иностранные деньги не принадлежат при этом какому-то одному инвестору и между самими инвесторами существуют конкурентные отношения, реальное влияние Запада на китайскую экономику не стоит воспринимать столь серьезно. Если источники зарубежного капитала плюральные и в важных отраслях не возникла монополия либо господство олигархии, то им трудно контролировать китайскую экономику. Наоборот, считают китайские эксперты, сейчас КНР может воспользоваться ими для развития экономики в том направлении, в котором это выгодно Китаю.
Вместе с тем, удельный вес привлеченного Китаем капитала развитых стран в сравнении с их вложениями в другие страны мира еще весьма низок. Для сравнения: в 2002 г. валовой объем капиталовложений США в другие страны составил $156,2 млрд, из них прямые инвестиции - $123,5 млрд, тогда как американские инвестиции в Китай составили $5,556 млрд (из них прямые - $5,423 млрд), что, соответственно, составило 3,6% и 4,4% общих размеров инвестиций США за рубежом.
Поэтому китайцам не следует опасаться увеличения зависимости от зарубежного капитала той или иной страны. Но, с другой стороны, поскольку этот капитал работает на китайской территории, западные компании оказываются перед необходимостью действовать по законам Китая.