Фото: ila-berlin.de |
В мероприятии участвовало 987 экспонентов из 43 стран – на 80 меньше, чем в 2002 году. Особо заметно было отсутствие американского концерна Boeing и британской фирмы BAE Systems. Что касается американского гиганта авиастроения, то его в последнее время сотрясают разного рода экономические скандалы, в результате чего по производству гражданских самолетов он уступил лидирующие позиции западноевропейскому консорциуму Airbus. Кроме того, Boeing продолжает находится в русле политики Белого дома, который всеми правдами и неправдами старается ограничить влияние европейцев на мировой оружейный рынок. Так, в частности, палата представителей США планирует ограничить продажу американских вооружений и военных технологий европейским странам, если ЕС отменит эмбарго на торговлю оружием с Китаем. Соответствующий законопроект уже одобрен комитетом палаты по вооружениям. Более того, конгрессмены также подготовили поправки, запрещающие Пентагону в течение пяти лет реализовывать совместные проекты с компаниями, продающими оружие тому же Китаю.
Однако проблемы США, Евросоюза и даже жаждущего современных вооружений Китая, смотрелись на ILA-2004 как-то несерьезно по сравнению с российскими.
Россия на этой выставке выглядела, по выражению одного из участников, очень бледно. Выставленные макеты боевых истребителей и их компьютерные полеты особого интереса не вызвали. Даже обещанный новый пассажирский самолет Ту-334 не прилетел на салон – вместо него привезли только переднюю ногу шасси...
Акционерная холдинговая компания "Сухой" представила в Берлине (также на стенде) многофункциональный грузопассажирский самолет Су-80ГП и легкий самолет-амфибию Бе-103.
Российская самолетостроительная компания "МиГ" вообще не приняла участия в салоне – как выразился ее новый гендиректор Валерий Торянин, по финансовым причинам. По его словам, затратить $600 тыс. для участия в ILA-2004 сегодня для компании неприемлемо. В качестве второго аргумента, объясняющего отсутствие компании на выставке, гендиректор назвал "большое количество заказов на истребитель МиГ-29". Над его выполнением работают наиболее квалифицированные специалисты, которые не смогли приехать на салон.
Однако руководитель РСК "МиГ" слукавил. Если верить статистике, доходы компании составили в 2003 г. не одну сотню миллионов долларов, и сумма в $600 тыс. для поездки вряд ли была бы так уж обременительна. Второй аргумент и вовсе не выдерживает критики: на салоны обычно ездят не технические специалисты, а начальники, коммерсанты и "нужные" люди. Что же касается заказов на истребители, то за последние 10 лет самым крупным контрактом была поставка МиГов-29 Малайзии, которые чуть было не поменяли на пальмовое масло. Конечно, можно вспомнить недавно подписанный контракт с Индией на поставку 20-ти палубных истребителей МиГ-29К на сумму более $600 миллионов. Однако деньги платят обычно за готовый товар, а для того, чтобы построить два десятка МиГов, необходимы огромные оборотные средства. А своих средств, несмотря на приличные доходы, у РАС "МиГ" нет.
Создается впечатление, что неучастие знаменитой отечественной компании в ILA-2004 объясняется, прежде всего, полной потерей Россией европейского рынка боевой авиации.
Сегодня ни в одной европейской стране нет современных российских истребителей. Даже отечественные ультрапатриоты не могут назвать современным МиГ-29, созданный более 25 лет назад. Это подтверждает и такой курьезный факт, что Германия продала недавно Польше около двух десятков таких МиГов по чисто символической цене – 1 евро за штуку!
Да, Европе нужны легкие истребители, подобные МиГ-29, но новые и перспективные. Их же Россия в ближайшие 10 лет вряд ли создаст. Тяжелые истребители типа Су-27 здесь не нужны, потому что на них просто некуда лететь: Европу на сверхзвуке можно "промахнуть" за час-полтора, а Су-27 в крейсерском режиме может летать до 4-х часов, а с дозаправкой – больше восьми. (Осознавая это обстоятельство, АКХ "Сухой" на ILA-2004 представил свои гражданские разработки: в этом секторе он намерен сосредоточиться на производстве небольших региональных самолетов.)
Другим фактором, предопределившим слабые позиции российских компаний на нынешнем салоне, стало создание единого европейского военно-экономического пространства. Сможет ли Россия интегрироваться в это пространство? Скорее да, чем нет, но не в роли производителя боевой авиации, а в роли субподрядчика и, если можно так сказать, "модернизатора" авиатехники, остающейся поныне в странах бывшего Варшавского договора.
Следует отметить, что европейский рынок модернизации очень велик: его емкость достигает почти $500 миллионов. Это и боевые вертолеты, и истребители-бомбардировщики, и системы ПВО. Но и на этом рынке Россия активно теряет свои позиции. В жесткую конкурентную борьбу с нашей страной вступили Румыния и Израиль, занявшиеся модернизацией МиГ-21, Су-22, Су-24, а также ряда вертолетов. Они предлагают устанавливать на бывшую авиатехнику советского и российского производства современное приборное оборудование и вооружение, адаптированное под стандарты НАТО.
С другой стороны, некоторые точки соприкосновения российской и западной авиапромышленности найти, безусловно, можно. Так, та же РСК "МиГ" и Франция намерены более активно участвовать в реализации проекта строительства нового российского учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. В нем уже задействованы французская двигателестроительная компания Snecma и приборостроительная Thales. Фирма Sagem намерена участвовать в модернизации вертолетов Ми-8 и Ми-24 для стран СНГ и Восточной Европы.
Однако больших успехов в этой области ждать не стоит. В мире по-прежнему идет жесткое противостояние блока НАТО и России. А вооружать потенциального врага ни одно здравомыслящее государство никогда не будет.