|
Документ появился на свет как раз тогда, когда на Западе и особенно в США заметно активизировались консервативно настроенные религиозные деятели. Многие верующие настаивают на том, чтобы история творения, рассказанная в Книге Бытия, преподавалась в школах наравне с дарвиновской теорией эволюции. Мир возник по замыслу Божию, убеждены они.
И вот на этом фоне британские епископы выступают с заявлением, что повествование о начале мира, содержащееся в Библии, полно внутренних противоречий, напоминает легенды других народов Древнего Востока и никак не может быть "историчным". В лучшем случае оно содержит отдельные "элементы исторической правды". Точно так же отвергают они и пророчества о конце света, содержащиеся в Апокалипсисе. Символический язык этой книги не следует понимать буквально, говорят авторы документа.
Декларация британских епископов демонстрирует, как стремительно отходит Католическая Церковь от былого консерватизма. Нет нужды вспоминать дела давно минувших дней, такие, как осуждение Коперника и Галилея инквизицией за их научные взгляды. Всего каких-то 100 лет назад папа Пий Х объявил еретиками католических ученых, которые пытались применить к Библии историко-критические методы, разработанные филологами, изучающими древние литературные памятники.
Сегодня церковные иерархи открыто признают важность критического подхода к Писанию. Они говорят о том, что "слово Божие выражено посредством человеческого языка", на несовершенство которого следует обязательно делать скидку. Церковь, по их мнению, должна проповедовать Евангелие, ""применяясь к меняющимся временам, понятно и привлекательно для наших современников".
Авторы документа предлагают несложный критерий того, что в "книге книг" – непогрешимая истина, а к чему можно относиться с долей снисходительности. Все, что говорится о спасении, – правда, говорят они и продолжают: "Но нам не следует ожидать от Библии полной точности в прочих, мирских вопросах". В своем заявлении британские епископы клеймят религиозный фундаментализм, который, по их мнению, служит оправданием притязаний на превосходство одного народа или религиозной группы над другими. Особо они останавливаются на знаменитых словах, приписываемых евангелистом толпе иудеев, требовавшей распять Христа: "Кровь его пусть будет на нас и наших детях!". Этот пассаж представлен в документе как пример литературного преувеличения. Никогда впредь он не должен служить оправданием антисемитизма, подчеркивают католические пастыри.