|
Corus и CSN, которая намного меньше англо-голландской компании, имели опыт совместной работы в 2002 г., однако сотрудничество не дало результатов и было приостановлено. На сегодняшний день CSN владеет 3.8% акций Corus. В случае, если Corus поменяет свои ориентиры и примет предложение CSN, в пятерке мировых стальных лидеров появится новый член с годовым объемом производства 24 млн тонн. Особенность новорожденного гиганта - она же его главное конкурентное преимущество - будет заключаться в полной независимости от поставщиков железной руды. Corus получит доступ к сырьевым запасам рудника Casa de Pedra, принадлежащего CSN, которые обойдутся ей дешевле, чем сырье из других источников. А вот Tata, являясь в частности горнодобывающей компанией, свое сырье в Европу не отгружает - дома нужнее.
В пользу слияния с Tata Steel говорит возможность получения доступа к азиатским рынкам - законодателям ценовой политики на сталь на мировом рынке. Тем не менее, пока акционеры Corus более склонны принять предложение CSN, так как в краткосрочной перспективе оно выглядит более выгодным.
На первый взгляд в очередь на покупку компании записались чуть ли не все крупнейшие компании России, сюда же добавилась Бразилия, которая также фигурирует среди "звезд будущего" мировой металлургии, и Индия. Однако до появления на сцене бразильской CSN, будто специально приглашенной в последний момент, активных действий не совершил никто, кроме "победителя" - Tata Steel. В противном случае не очень ясно, почему Corus согласилась отдать сердце именно индийскому "кавалеру". Что беспокоило англо-датскую компанию, что привело ее к необходимости слияния с более сильным и перспективным партнером? В первую очередь, сильная зависимость от поставок сырья и динамики сырьевого рынка. Вот откуда появилась идея искать друзей в Бразилии. Не имея собственного сырья, Corus не могла контролировать себестоимость собственной продукции. Во-вторых, сужение европейского рынка. В последние годы именно вследствие снижения роста спроса в Европе и все большего смещения акцента в сторону высокотехнологичной продукции Corus практически полностью перешла на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Но одной Европой сыт не будешь, более того, основными рынками сбыта сегодня являются развивающиеся страны. Так что круг "претендентов" на Corus более чем понятен. При этом самой Corus было бы очевидно выгоднее партнерство с Россией, удовлетворяющей всем условиям гаранта спасения, в отличие от Бразилии, у которой только сырье, и Индии, у которой… пожалуй, ничего, если говорить в сравнении. Иными словами, реальное положение дел выглядит совсем не в пользу Corus – похоже, кроме Tata ее особенно никто не хотел брать. В этом контексте вполне ожидаемо, что после некоторых проволочек грядущий союз Corus и CSN почему-то вдруг не случится. Возникает впечатление, что англичане просто грамотно играют на ажиотаже, который сами же и создали, чтобы набить себе цену. Непонятно только, почему для полноты картины так и не нашли хотя бы одного китайца, желающего купить Corus.
Напомним, что этот год богат на "сделки века" в металлургии, превращающиеся в настоящие баталии. В июне поражением для российской "Северстали" закончилась битва за Arcelor. И в той истории, как и в истории с Corus Tata и Steel, дело тоже было практически решенным, но в последний момент давно претендовавший на своего конкурента Лакшми Миттал ухитрился сделать ему более выгодное предложение.