Тяжело скучать в театре

Читать в полной версии →
Студенческий, как и весь остальной, "взрослый", театр - явление совершенно непредсказуемое. Иногда практически нет сил досматривать спектакль до конца - все так плохо, что уже даже не смешно


ФОТО: nastrastnom.ru



В Театральном центре "На Страстном" в самом разгаре фестиваль "Твой шанс". Четвертый по счету, он проходит нон-стопом с 15 мая по 15 июня, предлагая ежедневно порцию, а то и две, студенческих спектаклей и фонтанируя сопутствующими околотеатральными событиями. Посетить фестиваль можно в любой момент - почти на каждый спектакль билеты продаются перед началом в кассе, а вход на встречи вообще свободный. Гарантий никаких: студенческий, как и весь остальной, "взрослый", театр - явление совершенно непредсказуемое. Иногда практически нет сил досматривать спектакль до конца - все так плохо, что уже даже не смешно. Иногда, обычно когда меньше всего ожидаешь, сталкиваешься с очень качественной постановкой и актерской игрой. Начинать приходить можно прямо с Yтра, расписание на каждый день включает в себя несколько пунктов - 11:00, 14:00, 19:00 и 21:00.

Режиссер Алексей Левинский, например, провел публичный мастер-класс по биомеханике Мейерхольда, утверждая, что повтор разложенных на элементы движений помогает в сочинении композиции и ритмической структуры спектакля. Театровед Алексей Бартошевич последовательно и неспешно рассказывал о судьбах и причудливых формах современных постановок Шекспира. Зарубежные режиссеры (фестиваль международный не только на бумаге) устраивают встречи со зрителями и теоретические занятия со студентами. Темы варьируются, например, "Хор как герой постмодерна", "Театральная школа "Пикколо" (имеется в виду знаменитый итальянский театр, созданный Джорджо Стрелером, - Пикколо Театро ди Милано). Встречи устраиваются и с отечественными театральными специалистами: в списке фигурируют Иван Вырыпаев, Алла Сигалова, Дмитрий Крымов и Евгений Гришковец.

Среди гостей есть мировые знаменитости - болгарский режиссер, ныне проживающий в Германии Иван Станев ("всемирно известный режиссер-провокатор" и автор диссертации по философии "Эксцесс и переход границы") не только показал спектакль "Котлован", который он делал для Болгарской национальной академии театра и кино, но и провел два мастер-класса. Как порой случается с "режиссерами-провокаторами", теоретические разговоры "за театр" оказались в разы занимательнее практического опуса. Последний - спектакль редкой авангардной выразительности - соединял в себе хоровое чтение фрагментов романа Андрея Платонова (со вставками из "Замка" Кафки и документальными свидетельствами жителей блокадного Ленинграда), исполнение молодежного шлягера "Я сошла с ума, мне нужна она", изображение кипучей строительной деятельности (актеры в комбинезонах химзащиты разбрасывают по сцене лопатами землю) и несколько метафор тоталитаризма. Советская утопия (и ее цена в человекожизнях) объявлялась не страшной или жестокой, а уродливой и нелепой. По крайней мере, такой вывод можно сделать из увиденного. Например, из сцены, в которой на фоне блокадной хроники (умерших от голода людей сбрасывают в яму) актеры ритмично садятся и ложатся. Или когда под крики "Давай, давай" четыре "надсмотрщика" крутят педали велосипедов-вышек и контролируют строительную площадку, на которой "рабочие" загружают ведра песком.

"Если вы упадете под автора - это провал. Нужно найти параллельную театральную форму, которая открывает поэтические структуры фраз", - делился наблюдениями Иван Станев на мастер-классе. Студенты искали параллельные театральные формы - их попросили сыграть платоновский отрывок "Скучно собаке. Она живет, благодаря своему рождению. Как и я". Кто-то пытался изобразить собаку, кто-то скуку, но режиссер оставался недоволен: "Человеческие отношения и акционизм - это XIX век. Все эти "я тебя люблю" или "я тебя расстреляю" сегодня устарели". В его собственном спектакле актеры, повторяя поэтические фразы, совершали судорожные движения корпусом, надевали на голову горшок и закрывали глаза ложками. "В театре мы ожидаем катарсиса - не человеческих отношений, не истории, а землетрясения. Поэтому очень тяжело скучать в театре - возникает ощущение, что нас обманывают", - выносит заключение Станев-теоретик Станеву-практику. Потому что ложки - это никак не землетрясение, это все уже было: Треплев, "Чайка", XIX век. Но история все-таки поучительная, а для студенческого фестиваля и вовсе отличная. Борьба старого и нового на сцене театра до сих пор совершается ежевечерне.

Юлия ЧЕРНИКОВА |
Выбор читателей