Еврозону разлагает паршивая овца

Читать в полной версии →
Опасаясь худших перспектив, страны-участницы еврозоны рассматривают разные варианты защиты своего объединения. Поговаривают, в том числе, и о возможности исключения Греции из валютного союза


ФОТО: AP



Слухи о дефолте Греции сильно преувеличены, однако еврозона в шоке от происходящего. Бюджетный дефицит Греции достиг 12,7% ВВП (более чем вчетверо превысив пороговое значение для стран-членов Европейского валютного союза), а внешний долг – 113% ВВП. На основании этих показателей агентство Fitch снизило рейтинг кредитной надежности Греции с А- до ВВВ+ с негативным прогнозом. И хотя Standard & Poor's и Moody's пока не подтвердили аналогичное снижение рейтинга, перспективы у Греции и у Европейского валютного союза невеселые.

Официальные Афины демонстрируют в этих условиях поистине спартанскую выдержку и спокойствие. Министр финансов Йоргос Папаконстантину (предпринявший турне по странам ЕС с целью убедить их в том, что Греция по-прежнему надежный партнер) заявил, что нет "абсолютно никакого" риска дефолта. Основные показатели греческих банков находятся на достаточно хорошем уровне, государство справляется с обслуживанием своих долгов. И вообще, как заявил избранный недавно премьер-министр страны Георгиос Папандреу, "у Греции огромный потенциал, у Греции много преимуществ". Короче говоря, в Греции все есть, это давно известно. Одна беда – есть и коррупция, которая, оказывается, и стала главной причиной экономических бед. "Одна из проблем, с которой Греция живет уже много лет, – это, к несчастью, системная коррупция, которая пронизывает весь государственный сектор сверху донизу. Это означает огромную потерю денег, неравенство и отсутствие инвестиций", – посетовал Папандреу.

Греция, по словам ее руководителей, не станет просить о помощи Брюссель. Впрочем, даже если бы и стала – результат был бы нулевой: Маастрихтский договор исключает ответственность Евросоюза по долгам одного из его членов, так что помогать материально Еврокомиссия в данном случае не имеет права. Она может только "содействовать правительству Греции в разработке комплексной программы реформ в рамках положений договора, действующих для стран-членов еврозоны", заявил еврокомиссар по экономике Хоакин Альмуния.

Нынешнее состояние и, особенно, перспективы Греции угрожают репутации и благополучию всей еврозоны. Являясь членом самого элитного в мире валютного союза, она умудрилась лишиться странового рейтинга с буквой "А", стандартного для развитых стран. На этом фоне евро сразу упал по отношению к доллару. Само по себе это, может, и не плохо: по крайней мере, европейские экспортеры испытают некоторое облегчение. Но авторитет евро от этого явно не возрос.

Да, сейчас Афины без особого напряжения обслуживают свой госдолг. Но уже наметились очень неприятные тенденции: из Греции побежал капитал, и это может довольно скоро создать крупные проблемы в финансовом секторе. Кроме того, снижение странового рейтинга обвалило курс греческих государственных облигаций. И теперь, чтобы разместить на рынке новые (что неизбежно с учетом растущих расходов правительства и необходимости обслуживания и реструктуризации долгов), придется увеличивать процент по ним. Уже сейчас Греция с рейтингом BBB+ платит своим кредиторам на 2,5 процентных пункта больше, чем Германия с рейтингом ААА. Мало того, что эта разница обходится казне в сотни миллионов евро, так ведь эти тенденции могут повлечь очередное снижение рейтинга и, соответственно, новое повышение процентов. И вот тогда долги начнут нарастать как снежный ком и банкротство государства-члена еврозоны станет не таким уж немыслимым событием.

Правительство Греции намерено принять самые жесткие меры, чтобы всего этого не допустить. Планируется, в частности, повышение и введение новых налогов, значительное снижение социальных расходов. Однако чтобы только стабилизировать государственный долг на уровне 118% ВВП, Греции, согласно расчетам Morgan Stanley, нужен прирост ВВП минимум 2,4% в год. И это при сохранении относительно низких процентных ставок по долгосрочными обязательствам. Пока реальность далека от этого: 2009 г. Греция завершает с ВВП, сократившимся на 1,5%, на следующий год прогнозируется очень слабый рост, процентные ставки растут...

Надо отметить, что Греция является тем слабым звеном валютного союза, через которое могут пострадать и другие его участники. Эксперты говорят, что в опасности находятся, как минимум, Португалия, Испания, Италия и Ирландия. Financial Times Deutschland предостерегает, что банкротство Греции может потянуть за собой эти страны, поскольку они тоже накопили гигантские долги и вынуждены платить повышенные проценты по ним. Спекулянты, естественно, не замедлят воспользоваться ситуацией и поведут атаку. А уж если зашатается Италия – третья по величине экономика ЕС, – проблемы будут у всей Европы.

Опасаясь худших перспектив, страны еврозоны рассматривают разные варианты защиты своего объединения. Поговаривают, в том числе, и о возможности исключения Греции из валютного союза. Формально такой процедуры не предусмотрено, однако эксперты предлагают исходить из того, что само принятие Греции в еврозону было ошибочным, поскольку основывалось на недостоверных данных. Пять лет назад Греция призналась, что с 2000 г. давала приукрашенную информацию о своем финансовом положении, на основании которой, собственно, ее и приняли в ЕВС. На самом деле за все эти годы страна соответствовала критериям членства в еврозоне только один раз – в благополучном 2006 г., да и то балансируя на грани 3%-го бюджетного дефицита.

Исключение из ЕВС будет иметь для Греции крайне болезненные последствия. Но бывшие партнеры по евро смогут оправдать столь жесткое решение тем, что она сама себя наказала. Ведь в годы членства в еврозоне процентные ставки по долгосрочным обязательствам греческого правительства снизились до уровня ставок в Германии, и одно только это позволяло экономить миллиарды. Возросла инвестиционная привлекательность Греции. Однако страна не сделала ничего для улучшения своего финансового положения, напротив, только ухудшила его, продолжая жить не по средствам. Поэтому отсечение одного слабого звена на нынешнем этапе, возможно, будет для еврозоны меньшим злом, чем ожидание ослабления других звеньев. Хотя в любом случае новые экономические проблемы ЕС гарантированы.

Одно только радует европейских экономистов: рейтинговое агентство в данном случае четко выполнило свою задачу. Не побоявшись ни политических последствий, ни возможности нового всплеска кризисных явлений в мировой экономике, оно ясно сигнализировало о серьезной опасности для еврозоны.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей